Список форумов СВВМИУ.ru СВВМИУ.ru
Всем выпускникам СВВМИУ (Голландия) и основателю сайта А. Другову посвящается
 
 ФотоальбомФотоальбом   Вопросы и ОтветыВопросы и Ответы   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   ЧатЧат   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Военно-Морской Флаг СССР

ЭКИПАЖ СУБМАРИНЫ (мумуары)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> СВВМИУ - Читальный Зал
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Александр Александрович


Возраст: 76
Зарегистрирован: 12.09.2021
Сообщения: 1
Откуда: ХАРЬКОВ
Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Пт, 17 Сен 2021, 10:05    Заголовок сообщения:  ЭКИПАЖ СУБМАРИНЫ (мумуары) Ответить с цитатой

ЭКИПАЖ СУБМАРИНЫ



Личному составу 250-го экипажа
8-й дивизии, 2-й Камчатской военной флотилии атомных подводных лодок
Краснознаменного Тихоокеанского флота посвящается.


Фамилии, имена, звания членов экипажа и описываемые события подлинные




1.АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС

…. Июль стоял жаркий. Солнце, казалось, плавило не только асфальт, но и все вокруг. Насыщая воздух запахами земли, раскаленного железа, шифера и битума крыш, и бог его знает еще чего. Трава и листья деревьев пожухли и были похожи на экспонаты гербария.
- Да…, ну и погодка! Чёрт бы её побрал! - думал отставной капитан-лейтенант, бывший командир первого дивизиона боевой части пять крейсерской ракетной атомной подводной лодки стратегического назначения Военно-морского флота бывшего СССР.
Крепко сбитый, невысокого роста пятидесятивосьмилетний мужчина, сидящий в тени раскидистого ореха.
Дело стоит. Необходимо многое успеть до конца дня, а сил никаких нет.
В такую жару не только работать, а сидеть и то тошно в этой духоте.
- Сань! Кончай дурью мучиться иди обедать, все готово! - донесся, как будто из пекла голос жены.
- Какой обед в эдакую жару? - тяжело ворочалась разбухшая в голове Сан Саныча мысль.
- Сейчас бы возле пруда прохлаждаться, а не на этой грёбаной даче корячиться - думал Сан Саныч. Но до пруда два километра, а до конца дня необходимо доделать на веранде пол, а то вон дыры, какие! Прогнил зараза.
Однако, как говаривали на флоте - служба службой, а обед святое. Одним движением воли Сан Саныч прогнал оцепенение и, размышляя на ходу о том, что в турбинном отсеке атомной подводной лодки, было и пожарче, направился к столу под грушей, где ждала его жена, дородная и, не смотря на возраст все ещё, красивая женщина.
Обед не отличался изысканностью, пища была простая, но сытная. Аппетитно дымился зелёный борщ, белело тонко нарезанное сало, дышала ароматом поджаренная домашняя колбаска с картошкой, огурчики, помидорчики, зелёный лучок - всё свое, с огорода. Всю эту красоту завершала запотевшая бутылка самогона собственного изготовления.
Налив себе, положенные по флотской традиции, подводные сто граммов и опрокинув их в рот со словами: - Хорошо пошла! – Сан Саныч смачно захрустел круто посоленным молодым огурцом и зелёным луком. После чего, приступил к основательному, неторопливому поглощению обеда.
Разговор с женой шел неторопливо, о дачных проблемах, соседях и прочей ерунде. Но так
было заведено, практически все семейные проблемы решались за едой. Окончив обед, каждый занялся своим делом. Сан Саныч, закурил, а жена, убрав со стола и, вымыв посуду, отправилась на веранду отдохнуть в холодке.
- Надо и себе посидеть на спине минут шестьдесят, - подумал Сан Саныч, гася окурок о землю. Негоже нарушать традиции. «Адмиральский час» - это святое и выполнялся он неукоснительно бывшим офицером-подводником.
На кораблях ВМФ, после обеда, был официально положен отдых всему свободному от
вахты личному составу, На обед отводился час. Пятнадцать – двадцать минут на приём пищи и оставшееся время было в личном распоряжении, большинство использовали его для сна, а остальные на свое усмотрение.
Поэтому послеобеденный сон и назывался «адмиральский час». Правда, для флотских, в это время всегда находилось какое-то дело или мероприятие, не терпящее отлагательства. Но моряки, свято чтя традиции, откладывали его на потом, умудряясь, уснуть в самых невероятных местах корабля или плавказармы*. Главное подальше от глаз начальства.
Однако вышестоящему командованию, которое само отдыхало, это мероприятие необходимо было сделать срочно и именно сейчас в обеденный перерыв. Рассыльный вахтенный матрос бегал по кораблю или каютам плав казармы, в зависимости от того, где в это время находился экипаж и передавал распоряжения сверху.
Но, флотские, не лыком шиты. И в находчивости, где спрятаться на это время от начальства, им нельзя было отказать. Даже существовали поговорки-правила на эту тему:
- Если хочешь спать в уюте, - спи всегда в чужой каюте!
- Не спеши выполнять приказание, - может последовать его отмена. И поэтому все свободные от вахты и работ спали как сурки.

В родном Сан Саныча экипаже, служили два закадычных друга. Мичман Андрей
Мирончук - старшина команды рефрижераторных механиков и мичман Николай Юрченко - старшина команды трюмных машинистов. Дружба их возникла ещё в учебном отряде. После учебки, вместе попали в один экипаж. Дружили крепко, семьями. Но была у них одна слабость. Не могли и дня прожить без того, чтобы не подколоть, не посмеяться друг над другом. И было это похоже на бесконечное состязание в приколах, в которых всё равно побеждала дружба. И, что удивляло всех. Это - ни какой обиды.
Однажды, Сан Саныч, в то время уже командир первого дивизиона БЧ-5 и командир БЧ-5 капитан второго ранга Петров возвращались с обеда, надеясь использовать по целевому назначению «адмиральский час». Их каюты на плавучей казарме находились рядом.
Не доходя до старшинской каюты, где обосновались старшины команд, к Петрову
обратился мичман Юрченко:
- Товарищ капитан 2 ранга! Вы приказали Мирончуку закончить до обеда работы по очистке испарителя. А он, на Ваш приказ, положил болт с резьбой и спит как сурок в каюте, а моряки ждут его в пятом отсеке.
При этом мимика и глаза Юрченко красноречиво говорили о крупномасштабном приколе.
Офицеры понимающе переглянулись. Из каюты доносился мощный храп.
Толкнув дверь, Петров первым вошёл в каюту и мощным голосом скомандовал:
- Мичман Мирончук! Подъём!
Дальше всё происходило как в хорошем комедийном кино. Мирончук, услышав команду, пытался вскочить с койки, но невидимая сила откинула его назад. Две последующие попытки привели к тому, что он с грохотом и матом рухнул вместе с матрацем на палубу вниз лицом. Тяжелый ватный матрац давил и на не давал подняться бедняге. Подёргавшись немного под матрацем и поняв, что ему оттуда без посторонней помощи не выбраться, Мирончук затих и только сопение, вперемежку с руганью говорили о его, беспомощности. Сзади грохотал смех зрителей во главе с Юрченко, которые появились как по мановению волшебной палочки.
- Помогите ему перевернуться, - смеясь, сказал Петров, - а то он так и до вечера пролежит.
Крепкие матросские руки перевернули матрац с Мирончуком. И мы все чуть не умерли опять от смеха! Андрей был по всему периметру кителя и брюк пришит к матрацу крепкими суровыми нитками, так как спал, не раздеваясь, что бы потом не тратить время на одевание. И спал так крепко, что не почувствовал как его друг Юрченко сноровисто приметал его к матрацу.
- Ну, Коля! - с ноткой угрозы в голосе прорычал Мирончук - один ноль в твою пользу. Но это пока… День ещё большой!…

Устроившись на покрытом пледом топчане, Сан Саныч, прикрыл глаза и незаметно провалился на рабочую глубину послеобеденного сна. Снилось практически одно и то же. Он молодой, здоровый курсант высшего военно-морского инженерного училища. Или уже послуживший военно-морской офицер-подводник. Только вот сюжеты из прошлого память выхватывала разные, но всё больше весёлые и поэтому он улыбался во сне, в тронутые сединой усы.


* Плавучая казарма (или плавказарма, сокр. ПКЗ) — рейдовое судно обеспечения, предназначенное для размещения экипажей кораблей, не имеющих достаточных условий для непрерывного проживания на борту, при их нахождении в пункте базирования, где береговые казармы отсутствуют.


2. ПРИЛЕДНЕНИЕ.

…. Камчатка. Бухта Крашенинникова. Посёлок Рыбачий. Восьмая дивизия атомных подводных лодок второй Камчатской военной флотилии Краснознамённого Тихоокеанского Флота.
Как всегда после завтрака экипаж был построен на пирсе для подъема военно-морского флага. Часы показывали 7часов 50 минут утра. Мерно покачивалась на лёгкой утренней волне родная АПЛ – атомная подводная лодка К-178, проекта 658М, с красивым женским именем «Надежда», похожая мокрым после утренней приборки антисонарным резиновым покрытием лёгкого корпуса, на огромного морского исполина привязанного каким-то шутником швартовыми концами к пирсу.
На флоте почти каждый корабль, кроме проектного и бортового тактического номера, в зависимости от своего корабельного характера, имеет имя, данное ему самим экипажем и
К-178 с честью, носила имя «Надежда».
Правда, «Надежда» ни имела никакого сравнения с хрупкой женщиной и являла собой сточетырнадцатиметровую в длину и десятиметровую в диаметре, слегка приплюснутую сигару, над которой возвышалась огромная рубка, в которой размещались три ракетные шахты с баллистическими ракетами стратегического назначения.
На самой верхней площадке рубки - ходовом мостике, маячила фигура дежурного по кораблю офицера. На верхней палубе возле носового и кормового флагштоков застыли двое моряков, готовых по команде поднять военно-морской флаг и гюйс.
В строю экипажа в это время, как обычно, шли разговорчики о последних событиях вчерашнего вечера и прошедшей ночи. О том. О сём. И ни о чём, а просто так.
Командир АПЛ, отозвав в сторонку старпома и помощника, что-то вбивал им в головы, отчего голова старпома все более склонялась в командирскую сторону от тяжести вбиваемого.
Но вот, словно петушиный крик на заре, будоража всё, разнеслась команда дежурного по кораблю:
- На флаг и гюйс!…. Смирна.а..а..а..!
- Флаг и гюйс!…. Поднять!
И, лихо вздёрнутые умелыми матросскими руками на самый верх флагштоков, затрепетали в лучах восходящего над сопками солнца, священные тряпицы. Свидетельствующие о принадлежности этого, с виду неуклюжего создания человеческого разума, к грозному подразделению Военно-Морского Флота СССР - атомных подводных ракетоносцев.
- Вольно! – донеслась очередная команда с мостика.
Всё моментально пришло в движение. Акватория базы огласилась всевозможными звуками и командами. Начался обычный флотский день, похожий на сотни ему подобных.
Командир АПЛ, капитан 1 ранга Власов Евгений Иванович. Медленно обходя строй, задержал свой взгляд на троице офицеров с надвинутыми на глаза пилотками и помятыми физиономиями. Вчера вечером по предложению начальника химической службы, капитан-лейтенанта Саши Ефименко, в простонародье хим-дыма. Док, капитан медицинской службы Валера Фролов и первый оператор, командир группы дистанционного управления ядерной энергетической установки капитан-лейтенант Леша Шмелёв и сам хим-дым, решили опробовать новый способ употребления спирта или как его ещё называют подводники «шило». Согласно, этого, глубоко химически продуманного хим-дымом способа употребления шила, якобы начисто отсутствует перегар, а по-простому выхлоп. И если ты умеешь хорошо держаться, то никто не подумает, что ты выпил. Выхлопа нет! – значит - не пил! А умением держаться в состоянии опьянения флотские умели.
Способ заключался в следующем. В стакан наливается спирт, добавляется вода и сразу горлышко стакана закрывается ладонью для остывания, так как реакция идёт с выделением тепла, а создаваемое при этом под ладонью давление уменьшает температуру смеси. Затем поджигается лавровый лист, тушится в разведённом шиле и немедленно выпивается. Но видимо эксперимент повторялся неоднократно и, троица так крепко надралась, что выхлоп стоял такой, хоть падай.
Закончив обход, командир остановился напротив «трёх капитанов», сосредоточенно взиравших на носки собственных ботинок, словно они их видели в первый раз.
-Александр Ефимович? - обратился командир к хим-дыму, - опять двадцать пять?
И Вы тоже? – ожёг взглядом собутыльников.
- Ну что Вы, товарищ командир! Мы ни в одном глазу!
- А почему выхлоп такой? - спросил командир. Какой пример Вы подаёте молодым?
- Товарищ командир! Разрешите объяснить! - подал голос док. Это сегодня на завтрак колбаса была «Одесская», а она с чесноком и специями - вот и запах такой.
А мы честно! Вчера ни грамма, только чай.
Стоящие рядом, сдерживая рвущийся на свободу хохот, поддакивали троице экспериментаторов, - мол, они ни виноваты. Это всё колбаса такая.
- Отставить трёп! - сказал Власов. Теперь о главном.
- Старпом, механик, штурман, командир БЧ-4, - со мной в штаб! А остальные - на корабль!
- Действовать, согласно корабельного распорядка!
- Старший по кораблю - помощник командира, капитан-лейтенант Борисевич!
- А с Вами! - обратился он к троице, - я разберусь позже.
- Экипаж! Смирно! – скомандовал помощник, приложив руку к козырьку фуражки, провожая взглядом командира со свитой.
Группа во главе с командиром зашагала по пирсу в сторону плавказармы*, на которой базировался штаб дивизии атомоходов.
- Вольно!.. Всем!.. Вниз!..
- Командирам подразделений остаться - последовала команда помощника командира АПЛ.
И моряки, отдавая честь кораблю и флагу, грохоча по корпусу сапогами, стали исчезать в рубочном и кормовом люках подводной лодки.
У трапа остался только вахтенный, да на мостике высилась фигура сигнальщика.
В ожидании дальнейших указаний, офицеры закурили и продолжали язвить и подтрунивать над хим-дымом и экспериментаторами.
- Приготовиться к осмотру и проворачиванию систем и механизмов! – разнеслась, усиленная громкоговорящей связью, команда дежурного по АПЛ.
- Товарищи офицеры! - обратился помощник к командирам подразделений.
- Приказ командира. Всем срочно подать докладные о готовности, вверенной Вам материальной части к выходу в море. Как Вам уже известно, боевые задачи один и два экипаж сдал на «хорошо» и отлично». На носу задача три - ракетные и торпедные стрельбы. Прошу не расхолаживаться, чтобы не ударить в грязь лицом.
- Аркадий Григорьевич! А когда в море? - задал вопрос один из операторов ЯЭУ, лейтенант Жора Яремчук.
- Для особо «одарённых», поясняю! Всё узнаете в своё время, - сказал, как отрезал помощник.
-А сейчас, все по своим местам! Заниматься осмотром и проворачиванием.
Командир первого дивизиона! - Вы, в центральный пост (далее ЦП) и руководить проверкой систем и механизмов! - закончил свою речь Борисевич.
Все офицеры двинулись на корабль по своим отсекам выполнять рутинную, ежедневную обязанность, от которой зависит жизнедеятельность и боеготовность корабля.
Скользнув вниз, по трапу шахты боевой рубки в третий отсек, он же центральный пост, командир первого дивизиона принял доклад от дежурного по кораблю о том, что происходит на лодке и замечаниях за время дежурства.
Устроившись за пультом механика и сделав запись в вахтенном журнале ЦП, командир первого дивизиона БЧ-5 или, как обычно говорят на атомных лодках комдив раз – капитан-лейтенант Ломакин, он же по свойски, Сан Саныч. Подал команду в отсеки:
- Оружие, системы и технические средства! Осмотреть! Провернуть в ручную!
Это означало, что личный состав на своих боевых постах должен осмотреть и проверить работоспособность всего оборудования и технических средств, в ручном режиме.
- Володя! - обратился он к командиру штурманской навигационной группы лейтенанту Домнину. А ты чего спишь и не проверяешь карандаши и циркули! Давай проворачивай карты и компас вручную! А то штурман будет недоволен и надерёт тебе задницу за тупые карандаши и ржавый циркуль.
Домнин действительно дремал в штурманской рубке расположенной рядом с пультом механика после ночного дежурства по кораблю. Дверь рубки была открыта и картина дремлющего штурманёнка выводила комдива раз из себя.
Настроение было паршивое. На последнем выходе в море, капризничал резервный масляный насос паротурбинной установки, подтекал дейдвудный* сальник правой линии вала, да ещё как всегда обнаружилась куча мелких недостатков в работе механизмов и систем ядерной энергетической установки, оборудование которой было размещено с пятого по десятый отсеки лодки.
На боеспособность корабля эти мелкие недостатки не влияли, но такова уж натура у комдива раз. Если что-то не так, то необходимо довести до ума. Ну не терпел он бардака в своём хозяйстве. Дивизион был отличным и таким должен оставаться.
Размышления Сан Саныча прервал доклад вахтенного у трапа
- Внизу!.. Центральный!… На борт прибыл командир АПЛ с офицерами!
Записав время прибытия командира на борт, Сан Саныч передал по корабельной трансляции:
- Внимание в отсеках! На борт прибыл командир лодки!
Вскоре на трапе шахты ведущей в ЦП, раздались шаги спускающихся офицеров.
На лодках 658 проекта, входная шахта ведущая в ЦП очень глубокая, по сравнению с другими проектами лодок. От верхнего рубочного до нижнего люков составляет около семи метров. Поэтому всегда есть время для достойной встречи начальства.
Выглянув из-за пульта и увидев, показавшиеся на трапе отсека, ботинки командира, Сан Саныч подал команду - Внимание в отсеке!
И развернувшись на вращающемся кресле, доложил подходящему командиру,
- Товарищ капитан первого ранга, - на лодке идёт проверка оружия и технических средств. Замечаний нет.
- Продолжать проверку, - скомандовал командир. И уже обращаясь к Сыроежко,
- Старпом! После проверки постройте экипаж на пирсе, а сами сейчас зайдите ко мне в каюту вместе со штурманом - и удалился в свою каюту во втором отсеке.
- Что нового? - задал вопрос, подошедший к посту вахтенного механика командир БЧ-5 капи-тан 2 ранга Петров.
- Да всё в порядке, Владимир Григорьевич! - доложил комдив раз.
- Давай, командуй в электрическую - сказал Петров - и дуй на пульт ГЭУ.
- Готовьтесь! Завтра выход в море. Но, не трепись! Я тебе пока ничего не говорил.

*Дейдвудный сальник – устройство, которое уплотняет линию вала паротурбинной установки в месте выхода из прочного корпуса и представляет собой набор брусков из бокаутного дерева, которое отличается особой прочностью, низким коэффициентом трения и способностью не набухая препятствовать проникновению забортной воды внутрь прочного корпуса.


- Оружие и технические средства! Провернуть в электрическую, гидравликой, воздухом! - подал очередную команду в отсеки лодки комдив раз.
Уступив место за пультом командиру БЧ-5, Сан Саныч направился в корму, в восьмой отсек, где находился пульт управления главной энергетической установкой АПЛ. По пути необходимо
было осмотреть материальную часть и поговорить со старшинами команд о готовности оборудования, механизмов и систем к выходу в море.
Проходя по четвертому, ракетному отсеку, Сан Саныч услышал ругань, доносившуюся из медпункта. Ноги сами развернулись и направились на шум. Дверь в каюту доктора была открыта. Подойдя поближе и заглянув в неё, Сан Саныч увидел дока, который крыл на чём свет стоит своего санинструктора молодого мичманёнка, выбирая самые витиеватые флотские ругательства.
- Валера! Почто над животинкою так изгаляешься? - спросил Сан Саныч. Ты ж так человека до инфаркта доведёшь!
- А ты вали на свой пульт! - дыхнул мощным перегаром доктор, без сопливых разберемся.
- А я к тебе, как раз по поводу соплей и зашёл, - парировал в ответ Сан Саныч.
- Может тебе своих занять? А то, видать, ты свои уже все израсходовал на подчинённого.
- Да иди ты, куда шёл! - уже несколько успокаиваясь, проговорил доктор.
- Валера! Ты толком хоть объясни, что случилось!
- Да ни чего не случилось! Просто этот хренов «мореман» видите ли, не выносит вида крови! А на какой он мне тут нужен, если крови боится! - ткнул он в сторону мичмана скальпелем.
- А где кровь то? - спросил Сан Саныч, - что-то я, её тут не вижу.
- А её и нет! - прорычал док. Потому что, как видишь, мы пока виртуально отрабатываем ход операции по удалению апендикса на манекене, а этот морской волк падает в обморок от того, что я ему демонстрирую, как всё будет выглядеть на самом деле, если придётся, кого-то оперировать в море.
- Не понял?
- Что не понял?
- Крови нет! - так.
- Да!
- Так чего тогда мичман упал в обморок? - задал резонный вопрос Сан Саныч.
- А он, видите ли, всё это в натуральном виде представил и грохнулся, а я его народным способом в чувство то и привёл - подвёл итог доктор, - а тут ты!
- Да ну вас к черту! Вы оба психи!
Сан Саныч развернулся и зашагал в пятый отсек. Открыв переборочную дверь, прошел в отсек. На верхней палубе никого из личного состава отсека не было. Из люка ведущего на среднюю палубу и трюм доносился гул работающего на малых оборотах вспомогательного дизель-генератора используемого согласно инструкции при перешвартовках и как аварийное устройство электропитания. Спустившись на среднюю палубу, комдив раз замер на месте. Картина, открывшаяся его взору, была очень колоритной и впечатляющей. По середине прохода. Между двумя дизелями, один из которых работал на малых оборотах, сидели спецы, второго, электротехнического дивизиона БЧ-5, во главе с командиром электротехнической группы, старшим лейтенантом Володей Бербасовым, в позе картинных охотников и с неразрешимым вопросом на лицах.
- О чем грустим служивые? - спросил Сан Саныч, обращаясь ко всем сразу.
- Да вот, зараза, дизель не хочет останавливаться, - сказал мичман Егоров - старшина команды мотористов, а причину понять не можем.
- Мы уже хотели остановить его аварийным ломом, сунув в гнездо муфты, используемое во время проворачивания вручную. Да побоялись, что лом «разрежет» палубу пополам. Дизель то мощный. Всё-таки восемьсот двадцать лошадей, - прокомментировал ситуацию моторист старшина второй статьи Иван Штро.
- Так, давайте по порядку, кто-то один - сказал Сан Саныч. - Я, такого не помню, чтобы во время проворачивания дизеля его нельзя было бы потом остановить. Давай-ка Штро рассказывай. Ты же его обслуживаешь.
- Значит, всё было так - начал рассказ Штро. - Комдив два, капитан-лейтенант Надпорожский, приказал провернуть дизель-генератор вручную, потом воздухом, а затем, пробный пуск и стоп. Я всё выполнил по инструкции. Вон мичман Егоров может подтвердить. Проверил и запустил дизель, он немного поработал и я стал его останавливать. Как положено, перекрыл подачу топлива, а он работает. Перекрыл подачу атмосферного воздуха, а он работает. Перекрыл выхлоп, а он работает. Что делать дальше, - пожал плечами Штро - не знал. Доложил командиру группы и старшине команды. Они пришли вдвоём, всё проверили, а остановить тоже не смогли. Вот сидим и думаем что ему ещё нужно?
- Да, ситуация, - задумчиво произнёс Сан Саныч.
- Вроде бы всё сделано по инструкции, чудес-то не бывает, значит, в чём-то есть секрет?
- Да какой там секрет, всё закрыто, - сказал Егоров.
И все молча уставились на работающий дизель, размышляя о том, как же его остановить.
- Товарищ мичман! - раздался от трапа голос матроса первогодка Коханова,- комдив два приказал остановить дизель и срочно прибыть к нему, в восьмой отсек с заявкой на пополнение ГСМ.
- Окончить проверку оружия, систем и механизмов! - донеслась из динамика корабельной трансляции команда командира БЧ-5.
- Оружие и технические средства в исходное положение! Экипажу начать занятия по специальности на боевых постах.
Бербасов хитро посмотрел на Егорова и Сан Саныча и, обращаясь к Коханову, произнес:
- Коханов, ты сдал на самостоятельное управление боевым постом?
- Так точно! - ответил матрос.
- Тогда давай, стопори дизель, а мы в восьмой.
Коханов принялся выполнять приказ, а остальные внимательно наблюдали за его действиями. Матрос подошёл к вентилю подачи топлива, убедился, что он закрыт.
Проверил, клинкет забора атмосферного воздуха - закрыт. Клинкет выброса выхлопных газов в атмосферу– закрыт. И, последним, к всеобщему удивлению, закрыл клапан подачи воздуха среднего давления использующегося при запуске дизеля. Дизель легонько вздрогнул, облегчённо чихнул и … смолк. В отсеке установилась звенящая тишина. Компания военно-морских спецов молча взирала на окрашенный в синий цвет маховик клапана подачи воздуха среднего давления, который располагался на трубопроводе как раз по центру прохода над их головами.
- Штро!.. - Нарушил тишину рык Бербасова, - ты, почему не закрыл клапан после пуска дизеля?
- Я закрыл его товарищ старший лейтенант.… По-моему? … Ещё и потом проверил, он был закрыт.
- Так, суду всё ясно - сказал Егоров - ты, Штро, клапан открыть то открыл, а провернуть маховик на пол оборота на закрытие, как положено по инструкции забыл. Запомни, что всё инструкции на флоте написаны кровью. И если сказано что, открывая любой клапан, необходимо сделать пол оборота на закрытие, то это для того чтобы любой мог убедиться что, клапан открыт, шток свободно вращается. А если он закрыт, то шток клапана зажат. На флоте срок служи, срок учись! Море ошибок не прощает, запомни это Иван на всю жизнь.
- Всё! Отбой тревоге. Поплыли в восьмой отсек, - сказал Сан Саныч направляясь к трапу на верхнюю палубу. Остальные тоже двинулись, посылая проклятия в адрес «годка» так на флоте называют служащего по последнему году матроса, за зря потраченное время и свою невнимательность.


….В двенадцать тридцать экипаж был построен на пирсе.
Капитан первого ранга Власов окинул взглядом строй моряков и, выдержав паузу, сказал:
- Товарищи подводники! Нашему экипажу выпала честь оправдать доверие командования флотилии. Наша задача опробовать новейшую аппаратуру, позволяющую совершить маневр безаварийного приледнения и последующего всплытия в позиционное положение. Найти участки чистой воды в паковых льдах и отработать учебный старт ракет с глубины сорок метров в северных широтах Восточно-Сибирского и Чукотского морей по военно-морским базам вероятного противника. Выход в море послезавтра в два часа ночи . Главную энергетическую установку вводим завтра в двадцать ноль- ноль. Командирам БЧ обеспечить все необходимые выходу в море мероприятия…. Вопросы есть? … Вопросов нет?…Старпом!.. Действуйте согласно распорядка дня! И вместе с замполитом направился по пирсу на выход из зоны стоянки АПЛ.
Перед отработкой боевой задачи два - проверкой ходовых качеств лодки в море, на СРЗ поселка Советский, была установлена аппаратура для определения толщины льда и поиска свободной воды. Ходовая рубка была упрочнена дополнительными стойками, что давало возможность лодке при небольшой толщине пакового льда полтора-два метра совершить плавное приледнение, а затем продув главный балласт всей массой лодки разрушить лёд и всплыть. Аппаратуру разрабатывали и устанавливали специалисты Ленинградских институтов. Осталось только опробовать её в деле.
Всё это было задумано в штабе ВМФ и оправдано с тактической точки зрения. Полигон, в котором несли боевую службу подводные ракетоносцы Камчатской флотилии, держа под ракетным прицелом военно-морские базы США расположенные в Лос-Анджелесе и Ванкувере, находился в Тихом океане в районе 40-го градуса северной широты и 160-го градуса западной долготы. Американские спецслужбы за длительное время патрулирования наших лодок сумели вычислить точки возможного старта ракет и соответственно предприняли ответные меры, напичкав район противолодочными надводными кораблями подводными лодками и авиацией. К стати лодку, в зависимости от плотности (солености) морской воды, видно с самолёта до глубины пятьдесят метров. А время необходимое для старта ракет с глубины сорок метров довольно приличное, несколько минут. То есть лодка становится видимой для авиации противника и, следовательно, может быть уничтожена. Поэтому в штабе возникла идея старта ракет во льдах в полынье с глубины сорок метров и из позиционного положения, высунув над поверхностью льда только рубку, в которой на проекте 658М были расположены в диаметральной плоскости три ракетные шахты комплекса Р-4. Это по теории штабистов обеспечивало скрытность. Да и затеряться в глубине намного проще, имея над головой ледяную крышу. Вот это и предстояло на практике отработать нашему экипажу на родной «Надежде»-ПЛАРБ проекта 658М. С нами в море должны были идти специалисты исследовательских институтов, флагманские специалисты дивизии и флотилии. А присутствие на борту вышестоящих специалистов обещало не спокойную размеренную отработку поставленной учебно-боевой задачи, а как показывала практика сплошную нервотрёпку. Но подводники народ терпеливый. Да и мы ошиблись в своих опасениях, специалисты штабов нам не мешали в этом походе. Они тоже были заинтересованы в удачном завершении эксперимента.

…..В 24.00 лодка была готова к выходу в море, личный состав на борту, специалисты тоже. Оба реактора работали на пониженной мощности в турбогенераторном режиме. Отданы кабеля электропитания с береговой подстанции, дополнительные швартовые концы, трап. Все ждали команду «добро» на выход в море от оперативного дежурного флотилии.
Лодки, базирующиеся в бухте Крашенинникова, как правило, выходили в море и возвращались в базу ночью, так как необходимо было обеспечивать скрытность, используя темное время суток. Курс пролегал через Авачинскую губу, забитую до отказа торговыми судами всех стран мира и поэтому лодки шли без световых сигналов используя радары и визуальный контроль вахтенных с ходового мостика.
В 01.45 получили « добро» на выход и лодка, сбросив с себя последние швартовые, медленно отошла от пирса задним ходом. Развернулась. И взяв курс на входные ворота Авачинской губы, двинулась в надводном положении навстречу своей судьбе, зависящей на все сто процентов, от умелых и грамотных действий экипажа.
В точке погружения, приняв главный балласт, погрузились на сто сорок метров, осмотрелись в отсеках и средним ходом пошли в направлении Берингова пролива. Пройдя пролив, взяли курс севернее острова Врангеля, где по данным воздушной разведки во льдах имелись среди пакового льда молодые ледовые поля и полыньи, так необходимые нам для выполнения поставленной задачи. Правда, все эти данные необходимо было проверить.
Подвижки льда и течения меняли картину ледовых полей. А нам необходимо было найти не только полыньи для подводного старта ракет, но и сравнительно тонкий лед, около полутора метров толщиной, позволяющий приледниться и всплыть в позиционное положение.
Но всё по порядку.
На корабле, на всех боевых постах кипела бурная подготовительная деятельность.
Командиры БЧ и дивизионов были собраны в кают-компании второго отсека на последнее перед всплытием совещание, внимательно слушая наставления представителей НИИ и флагманских специалистов флотилии. Итог как заведено на флоте подвёл командир АПЛ.
- Всё товарищи офицеры, время вышло. Все по местам! Начинаем отработку маневра приледнения и всплытия.
Офицеры покинули кают-компанию и спешно отправились по своим отсекам. Командный состав корабля во главе с начальником штаба 8-й дивизии АПЛ капитаном 1 ранга Дружининым, флагманскими специалистами и представителями НИИ перешли в центральный пост.
- Давай Сан Саныч дуй на пульт ГЭУ - сказал командир БЧ-5 Петров и занял своё место за пультом механика.
- Внимание в отсеках! - раздался голос капитана 1 ранга Власова по корабельной трансляции.
Начинаем отработку маневра приледнения, всплытия и ракетной атаки. Всему личному составу быть предельно внимательными и чётко выполнять команды центрального поста. От этого зависит не только выполнение задания командования, но и живучесть корабля.
Надеюсь на вашу флотскую выучку - закончил своё обращение командир и выключил тумблер «циркуляр» на пульте корабельной связи «Каштан».
- Штурман, обратился Власов, к маячившему в открытой двери штурманской рубке Васе Плотникову - доложи данные ледовой разведки, курс, время и координаты точки всплытия.
- Командир БЧ-4 РТС, доложить о готовности аппаратуры приледнения - подал следующую команду командир.
- Командиру БЧ-2 приготовить ракетный комплекс. Старт носовой и кормой ракетами.
- Владимир Григорьевич? - твои архаровцы готовы?
Так точно! - ответил Петров - всегда готовы!
- Володя, не юродствуй! Не до шуток. Видишь сколько лишних глаз и ушей на борту - укорил друга командир. Нам сейчас опозориться ни как нельзя, иначе ты сам знаешь, что будет, по возвращению в базу, если не дай бог, завалим это мероприятие.
- Да знаю, ответил Петров, - все будет тип топ, если ученые не подведут со своей аппаратурой. Она ведь еще толком не опробована в действии.
- Будем надеяться на лучшее,- сказал Власов, - а худшее будет сюрпризом. Нам не привыкать. Но учти, в случае чего все шишки всё равно наши.
- Да, ладно!.. Прорвёмся! - ответил Петров. Хотя прекрасно знал, что любые тактические задачи корабля на девяносто процентов зависели от его электромеханической боевой части. Удержание заданной скорости, глубины, крена, дифферента и т.д. и т.п. Целый комплекс мероприятий и слаженные действия «маслопупов», как называют механиков на флоте, обеспечивали качественное выполнение не только ракетных или торпедных стрельб. А также любые другие задания, выпадающие на долю корабля.
- Товарищ командир! - раздался голос штурмана. Войдем в зону ледовых полей ориентировочно через сорок минут. Курс…. Координаты…. Глубина 160 метров.
- Товарищ командир! Аппаратура приледнения к использованию готова - поступил доклад от командира БЧ-4 РТС Валеры Комлева.
Товарищ командир! Ракетный комплекс к пуску ракет готов! - доложил командир БЧ-2 старший лейтенант Сафронов.
- Есть штурман!
- Есть БЧ-4!
- Есть БЧ-2!– ответил командир.
- Ну что, Евгений Иванович! Будем отрабатывать маневр приледнения и ракетную атаку - обратился к Власову начальник штаба дивизии капитан первого ранга Дружинин, - раз все готово, чего тянуть резину.
- Боевая тревога! По местам стоять к всплытию! - подал очередную команду Власов.
Раздался сигнал ревуна, оповещающий все закоулки корабля о боевой тревоге и следом голос командира БЧ-5 по корабельной трансляции - Боевая тревога! По местам стоять к всплытию!
Получив ответ командиров отсеков и боевых частей о готовности к всплытию - Петров доложил командиру. И тут же серия команд командира наполнила центральный пост, приведя, всех и вся в движение.
- Боцман! Всплывать на глубину сорок метров с дифферентом на корму пять градусов.
- Пульт управления ГЭУ! Обе турбины самый малый ход.
- Акустик! Слушать горизонт.
- Механик! Глубина!
И лодка послушно, выполняя поставленную перед ней командиром задачу, пошла вверх, разрезая толщу океана.
- Глубина сорок метров - доложил Петров.
- Горизонт чист - поступил доклад акустика.
- Курс…, скорость 5 узлов - доложил боцман.
- Есть! Механик.
- Есть! Акустик.
- Есть! Боцман, принял доклады командир - осмотреться в отсеках!
- Осмотреться в отсеках! - подал команду по трансляции Петров.
Получив доклады из отсеков, командир БЧ-5 доложил. - Отсеки осмотрены, замечаний нет.
-Левая турбина самый малый. Стоп правая!
- БЧ-4- доклад о толщине льда! Ищем приемлемые ледовые условия для выполнения маневра приледнения.
- Механик постоянный доклад об осмотре отсеков.
- Боцман держать глубину и курс.- Выдал командир серию команд и склонился со штурманом, командиром БЧ-2 и нач.штаба дивизии над картой района.
-Товарищ командир, докладывает специалист НИИ, толщина льда около полутора метров и позволяет совершить приледнение. Ледовое поле большое.
- Есть БЧ-4!-ответил командир.
- Стоп турбина! Механик, удиферентовать лодку на глубине сорок метров.
- Есть стоп турбина. Есть удиферентовать лодку на глубине сорок метров - продублировал команду Петров.
Выполнив приказание, капитан 2 ранга Петров доложил о готовности корабля к выполнению задачи и осмотре отсеков.
- Начинаем маневр приледнения - подал команду по кораблю Власов. - Слушать в отсеках!
- Механик всплывай на ровном киле!
- Есть всплывать на ровном киле, - ответил Петров и отдал необходимую команду трюмным.
- Пошел насос из уравнительной цистерны за борт! Скорость всплытия минимальная. Слушать в отсеках!
Лодка, немного задумавшись медленно начала всплытие навстречу ледовому панцирю самого северного океана. Исчезли посторонние звуки, и только уверенный голос командира третьего дивизиона (дивизиона живучести) капитана 3 ранга Георгия Носкова нарушал тишину центрального поста
- Глубина 35 метров…30 метров…15метров…10 метров…. И лодка мягко ткнувшись рубкой в лёд, замерла, слегка вздрогнув корпусом.
- Осмотреться в отсеках - скомандовал Петров и, получив доклады из отсеков, доложил командиру.
- Лодка осмотрена. Замечаний нет.
- Продуть среднюю! - подал очередную команду Власов.
Старшина команды трюмных мотористов мичман Юрченко, крутанул клапан подачи воздуха высокого давления. Воздух с шумом ворвался в цистерну главного балласта расположенную в средней части корабля. Лодка на какое-то мгновение напрягла все свои пять тысяч тонн водоизмещения и, взломав ледовый панцирь, качнулась и замерла, выставив наружу рубку, которая среди ослепительно белоснежного ледового покрывала выглядела как случайно обронённая каким-то моряком огромная черная пилотка.
Произведя учебный старт ракетами, доложили в штаб дивизии об успешном приледнении и учебном поражении целей вероятного противника.
Получив доклад об осмотре состояния выдвижных устройств и состояния усилителей ограждения рубки, командир принял решение погружаться и продолжать плановую отработку дальнейших задач. А следующей задачей было поиск полыньи, учебный подводный старт ракет и всплытие в чистой воде. После этого можно было с чувством выполненного долга и чистой совестью возвращаться в базу.
- Срочное погружение подал команду Власов, - погружаемся на глубину сорок метров.
В отсеки ворвался сигнал срочного погружения, заставляя экипаж выполнять весь комплекс мероприятий по этому сигналу.
Приняв балласт, лодка медленно начала погружаться на заданную глубину.
Осмотревшись в отсеках, двинулись на поиск полыньи. Здесь уже главным был специалист института со своей аппаратурой и команда БЧ-4, РТС. Пользуясь аппаратурой поиска, наставлениями штурмана и данными ледовой разведки относительно быстро отыскали приличную полынью, но лучше бы мы ее не искали, так как она сыграла с экипажем злую шутку сведя на нет все предыдущие успехи. Но на этом надо остановиться отдельно.
Специалист института, прильнув к экрану прибора, монотонным голосом сообщал о состоянии поверхности океана. – Лёд… Лёд… Лёд… . Это продолжалось около двух часов. И вот, наконец, из уст спеца уверенно прозвучало.
- Товарищ командир! - над нами поле тонкого льда с довольно приличной для всплытия полыньей чистой водой - произнес он победным голосом. Можно всплывать!
- Стоп турбина, отдал приказание Власов.
- Командир БЧ-4-доложить размер полыньи.
- Штурман… координаты.
- БЧ-2- приготовиться к пуску ракет.
Получив ответ о готовности ракетного комплекса, и выполнив все положенные мероприятия, произвели учебный старт ракет с глубины сорок метров. Оценка присутствующих на борту специалистов штаба «отлично».
Теперь остался последний элемент задачи - всплытие в полынье.
- Всплываем на перископную глубину! - полетела по кораблю очередная команда.
Прослушав горизонт сонаром и, получив доклады из отсеков Власов обратился к спецу НИИ,
- Ну и что показывают Ваши приборы?
- Вот смотрите сами - ответил спец. На экране монитора видна светлая пелена, которая говорит о том, что над нами не лёд, а вода. А если бы был лёд, то мы увидели бы темную пелену и слева на мониторе цифрами примерную, плюс-минус полметра толщину льда.
- Вас понял - ответил командир и отдал приказ всплывать на перископную глубину.
- Глубина десять метров - доложил капитан 3 ранга Носков.
- Поднять перископ! - последовала команда Власова.
- Перископ поднят - доложил штурманский электрик.
Однако произошло непредвиденное. «Надежда» продолжала всплытие на ровном киле, и тут последовал сильный удар. Лодка как бы присела, вздрогнув всем своим могучим корпусом. Многие моряки в отсеках не смогли удержаться на ногах и оказались кто на палубе, кто в трюме, матерясь и потирая ушибленные места.
Специалист НИИ сидел бледный как снег, вцепившись руками в ручки блока монитора, и озирался по сторонам втянув голову в плечи. Произнести что-то членораздельное он не мог.
Сильно треснувшись головой о блок оптики перископа и выматерившись, командир, помотал головой и вновь прильнул к окулярам. Увы! Видимость была нулевая. Попробовал провернуть перископ вокруг оси, но и это сделать не удалось. Перископ заклинило.
- Осмотреться в отсеках - скомандовал Власов.
- Осмотреться в отсеках разнеслась по кораблю команда из центрального поста.
Получив доклады, командир БЧ-5 доложил командиру об осмотре отсеков и отсутствии замечаний.
- Отдраить верхний рубочный люк! - подал команду Власов.
Помощник командира капитан-лейтенант Борисевич и старшина команды трюмных мичман Юрченко кинулись выполнять приказание, но все их попытки не увенчались успехом. Кремальера люка была заклинена чем-то намертво.
Собрав в центральном посту командиров боевых частей на короткое совещание, командир принял решение, направить на верхнюю палубу аварийную партию во главе со старпомом, используя шлюз шахты входного люка первого отсека. И, так сказать на месте, определить причину и характер повреждений. Выход должен быть осуществлен сначала разведчиком в легководолазном гидрокостюме и изолирующем дыхательном аппарате ИДА. А затем уже при отсутствии опасности, всем остальным. Выход был осуществлен. И каково же было удивление аварийной партии когда, выйдя на палубу, они увидели огромное пространство чистой воды и плавающие вокруг лодки громадные куски льдины. На верхней части рубки «ходовом мостике», как шляпка гриба, возвышалась глыба льда. Шток перископа согнут в дугу.
Всё это говорило о том, что лодка при всплытии врезалась в одинокую льдину приличного размера.
Обследовав рубку и ходовой мостик. Аварийная партия обнаружила, что при ударе о льдину был забит льдом ходовой мостик и естественно верхний входной рубочный люк. Согнут шток перископа, а также выбиты все стёкла иллюминаторов передней части лёгкого корпуса рубки. Даже усилительные конструкции рубки были погнуты от удара. Обо всём этом мы, ожидавшие самого плохого внутри лодки, узнали из доклада старпома, который вскоре появился в центральном посту.
Это ж надо так опростоволоситься. Кругом вода, а мы по суперприбору и при наличии крутого «спеца» угодили в одиноко плавающую льдину.
Напряжение отступило. Все вздохнули с облегчением. Лодка жива, а погнутый перископ и выбитые стёкла мелочь. И тут, как-то само собой взгляды всех, кто находился в центральном посту замкнулись на ничегошеньки не соображавшем до сих пор представителе науки, вцепившемся мёртвой хваткой в ручки своего монитора и естественно полагающего, что авария произошла по его вине. И глядя на жалкий вид представителя НИИ, как по команде, все кто был в центральном посту во главе с командиром и представителями штаба, попадали со смеху, наблюдая, как боцман, безрезультатно пытается освободить аппаратуру из мертвой хватки рук спеца.
До самого возвращения в базу моряки при каждом удобном случае потешались над бедолагой из НИИ, хотя его вины в этой ситуации не было. Ну, попалась льдина, а аппаратура её не обнаружила. Что тут попишешь. У нас и раньше случалось всякое.
Но так уж устроена натура подводника, подтрунивать друг над другом, не взирая на звания и заслуги.
Задание, поставленное командованием, было выполнено.
Лодка благополучно, хотя и с повреждениями, вернулась в родную базу, где моряков ждал заслуженный отдых, а командный состав разбор полетов.
Но это уже другая история…..



3.РАКЕТНО-ТОРПЕДНАЯ КАНИТЕЛЬ

Выход подводной лодки для отработки боевой задачи №3(ракетная и торпедная стрельба), начинался после сдачи боевых задач №1 и №2,входящих в план боевой подготовки экипажа к выполнению задачи №4.
Задача №4- это квинтэссенция боевой подготовки экипажа. Задача представляла собой длительное автономное плавание, в простонародье -автономка. Длительностью 60 суток в нейтральных водах, вблизи берегов вероятного противника (США) с ядерным оружием на борту. Так сказать - «грозить супостату с глубины 40 метров ракетным ядерным оружием».
Но, что бы экипажу, получить допуск к боевому дежурству, необходимо было отработать и выполнить задачи один, два и три.
Но вернемся к задачам боевой подготовки экипажа.
Задача №1 –это отработка на берегу положений Устава. Построение, осмотр личного состава. Соответствие формы одежды сезону. Строевая подготовка. Караульная служба. И тому подобные мероприятия службы экипажа на берегу. В общем, повседневная береговая рутина.
Задача №2- это отработка задач экипажа в море, определяющим является принцип подводного плавания. Это дифферентовка подводной лодки*. Отработка взаимодействия личного состава лодки на боевых постах. Отработка задач по живучести ПЛ. Ликвидация учебных возгораний, затопления отдельных боевых постов и отсеков. Без отработки этой задачи выход лодки для отработки задач №3 и №4 невозможен.
Отсюда, основные требования при отработки задачи №2 к подводной лодки ( ПЛ ) это: Выдерживать давление воды в подводном положении, то есть обеспечивать прочность и водонепроницаемость корпуса. Обеспечивать управляемые погружение, всплытие, и смену глубины. Иметь оптимальное с точки зрения ходкости обтекание. Сохранять работоспособность (боеспособность) во всём диапазоне эксплуатации по физическим, климатическим условиям и условиям автономности.
* Дифферентовка подводной лодки Приведение плавучести, крена и дифферента подводной лодки к определенным значениям. Производится сцелью подготовки подводной лодки к погружению и плаванию под водой. Дифферентовка. осуществляется путём приёма (откачки) и перекачки забортной воды в специальные цистерны ПЛ — уравнительную и дифферентные.
Но вернемся к торпедно-ракетной канители, то есть отработки задачи №3. Любой выход подводной лодки в море происходит по годами отработанному сценарию.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Иван Лукашенко

ГКС

Возраст: 74
Зарегистрирован: 27.07.2009
Сообщения: 74228
Откуда: Краснодар
Группы: 
[ 1972г. 152 рота ]



Главный модератор

СообщениеДобавлено: Ср, 25 Янв 2023, 5:32    Заголовок сообщения:  Re: ЭКИПАЖ СУБМАРИНЫ (мумуары) Ответить с цитатой

Александр Александрович писал(а):
ЭКИПАЖ СУБМАРИНЫ


Полагаю, что описанная выше история, принадлежит перу и памяти выпускника 153 роты 1971 года Александра Ломакина.
_________________
Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype Name
ШАТЛ

ГКС

Возраст: 79
Зарегистрирован: 29.09.2008
Сообщения: 3357
Откуда: Город между SVO, DME и VKO
Группы: 
[ 1976г. 351 рота ]



СообщениеДобавлено: Ср, 25 Янв 2023, 8:53    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Полагаю история про дизель высосана из пальца!! Мне сразу ( еще в начале) стало ясно почему он работает!Точнее - вращается
_________________
С годами к одним приходит мудрость, к другим – возраст. А третьим – маразм впадения в детство.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> СВВМИУ - Читальный Зал Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Сохранить тему
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB