Список форумов СВВМИУ.ru СВВМИУ.ru
Всем выпускникам СВВМИУ (Голландия) и основателю сайта А. Другову посвящается
 
 ФотоальбомФотоальбом   Вопросы и ОтветыВопросы и Ответы   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   ЧатЧат   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Военно-Морской Флаг СССР

Праздники :Приказ Главкома ВМФ № 253 от 15 июля 1996г

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> ВМФ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Александр Другов

ГКС

Возраст: 55
Зарегистрирован: 27.04.2006
Сообщения: 1132
Откуда: Virginia, USA
Группы: 
[ 1991г. 151 рота ]



Дежурный администратор

СообщениеДобавлено: Пн, 16 Окт 2006, 6:04    Заголовок сообщения:  Праздники :Приказ Главкома ВМФ № 253 от 15 июля 1996г Ответить с цитатой

Выписка из приказа Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации
№ 253 от 15 июля 1996г
«О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности»

…приказываю:
1.Установить годовые праздники:
- Главного штаба ВМФ – 15 января
- Тихоокеанского флота – 21 мая
- Черноморского флота – 13 мая
- Балтийского флота – 18 мая
- Северного флота – 1 июня
- Новороссийского военно-морского района – 8 сентября
- Управления ракетно-артиллерийского вооружения – 26сентября
- Каспийской флотилии - 15 ноября

2.Учредить дни:
- Инженер-механика - 10 января
- Штурмана – 25 января
- Моряка-подводника - 19 марта
- Специалиста радиоэлектронной борьбы – 15 апреля
- Связиста и специалиста РТС – 7 мая
- Специалиста минно-торпедной службы – 20июня
- Авиации ВМФ – 17 июля
- Работника тыла ВМФ – 1 августа
- Моряка-надводника – 30 октября
- Ракетчика-артиллериста ВМФ – 19 ноября
- Морской пехоты – 27 ноября
_________________
Другов: Выпуск 91 года, 151 рота, 3 взвод


Последний раз редактировалось: Александр Другов (Пн, 11 Янв 2010, 5:39), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Facebook аккаунт AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Всеволод

старшина 1 статьи

Возраст: 57
Зарегистрирован: 13.06.2006
Сообщения: 361
Откуда: Russia
Группы: 
[ 1988г. 252 рота ]
[ Многогранник ]



СообщениеДобавлено: Чт, 23 Ноя 2006, 20:09    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Полезная инфа!
Надо принять к сведению....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Александр Левит

старший курсант

Возраст: 68
Зарегистрирован: 01.12.2006
Сообщения: 148
Откуда: Германия, Аугсбург
Группы: 
[ 1978г. 351 рота ]



СообщениеДобавлено: Чт, 28 Дек 2006, 16:27    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Во дела!
Почти все придется праздновать Very Happy К четверти (как минимум) этих праздников и дней имеет отношение почти каждый морской офицер Laughing Shocked
_________________
Корабль экстренно к бою-походу готов...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора Skype Name
Булгаков Андрей

старшина 1 статьи

Возраст: 56
Зарегистрирован: 13.12.2006
Сообщения: 331
Откуда: Башкирия г. Октябрьский
Группы: 
[ 1990г. 451 рота ]



СообщениеДобавлено: Пт, 29 Дек 2006, 8:28    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Ещё добавь 13 ноября День войск радиационной, химической и биологической защиты МО РФ, а 23 февраля забыл?
_________________
Выпуск 1990г. 451 рота Швеца 2 взвод
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype Name
В.Бойко (Чех)






Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Сб, 30 Дек 2006, 12:36    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Андрей! Главком утвердил наши морские праздники, правда пару-тройку упустил из виду ( имею ввиду Чесму и прочее).
Вернуться к началу
Сергей Акиндинов

ГКС

Возраст: 72
Зарегистрирован: 23.06.2006
Сообщения: 7689
Откуда: г. РИГА. Латвия.
Группы: 
[ 1975г. 151 рота ]
[ 1975г. 252 рота ]



СообщениеДобавлено: Вс, 17 Фев 2008, 20:05    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Я думаю уместно сюда же втюхать и кое-что из разряда -

=ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ=

О Андреевском Флаге - - http://shiphistory.ru/andreyr.htm -
_________________
Больше о друзьях, чем о себе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Владимир Овчинников

главный старшина

Возраст: 63
Зарегистрирован: 31.12.2008
Сообщения: 674
Откуда: Москва
Группы: 
[ 1982г. 151 рота ]



СообщениеДобавлено: Пт, 10 Сен 2010, 22:29    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Я прошу прощения, что отниму у вас много времени, но, думаю, и вам это будет интересно. Дело в том, что я в своё время делал заключение на предложенные Главкоматом даты. И, вроде бы, Главком с мной согласился ( и есть от него соответствующее письмо), но под давлением своих сатрапов из Исторической группы ВМФ, оставил старые даты, за исключением ТОФ, которому датой основания сделали 1731. Таким образом получилось, что ТОФ стал "старше" и СФ, и ЧФ, и теперь тихоокеанцы (как клоуны) празднуем начало строительства малых судов "для перевоза мягкой рухляди на Камчатку" как дату основания ТОФ...

ОБОСНОВАНИЕ
установления дней основания флотов

Черноморский флот – 20 (30) октября 1696 г. – день объявления Приговора Боярской думы о создании в России регулярного военного флота.
Данным законодательным актом и последующим постановлением Думы от 4 (14) ноября был решен не только принципиальный вопрос о необходимости создания в России военного флота, но и конкретный вопрос – строительства регулярного флота на Азовском море. Создание указанного объединения было продиктовано необходимостью обладания морской силой в Черноморском регионе для достижения намеченных военно-политических целей, и прежде всего, завоевания азовского и черноморского побережья.
Еще в период летней кампании 1696 г. поставленные Петром I цели частично были достигнуты – 18 (2Cool июля была взята турецкая крепость Азов, после чего Россия начала свое утверждение на берегах Азовского моря. Закрепление на азовском побережье позволило России проводить в Черноморском регионе активную внешнюю политику, строить флот и развивать торговлю на русских судах. Однако неудачный Прутский поход 1711 г. на время отодвинул Россию от черноморского побережья, что привело к упразднению Азовского флота.
Правопреемницей Азовского флота явилась Азовско-Донская флотилия, существовавшая в период 1733-1739 гг. и 1768-1785 гг., и сыгравшая важную роль в достижении намеченных военно-политических целей во время русско-турецких войн 1735-1739 гг. и 1768-1774 гг.
В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 г. Азовско-Донская флотилия под командованием вице-адмирала А.Н. Сенявина, после завладения Крымом, в 1773 г. перешла к новому месту базирования в Керченский порт, расположенного непосредственно на черноморском побережье. К концу войны флотилия состояла более чем из 60 судов .
После окончания русско-турецкой войны и подписания 10 (21) июля 1774 г. Кучук-Кайнарджийского мирного договора Россия получила выгодные в стратегическом отношении территориальные "приращения" и военно-политические преимущества. По договору к Российской империи отошли Керчь, Еникале, Кинбурн, междуречье Буга и Днестра (исключая Очаков), часть земель до реки Кубань; Турция отказывалась от своих притязаний на Крым, провозгласившим в декабре 1772 г. свою независимость ; российские торговые суда получили право свободного плавания по Черному морю и прохода черноморскими проливами в Средиземноморье и обратно .
Однако Кучук-Кайнарджийский мир не разрешил окончательно черноморскую проблему и военно-политическая обстановка в бассейне Черного моря оставалась достаточно напряженной. Турция продолжала наращивание своей военной силы и, в первую очередь, флота, потерпевшего сокрушительное поражение в Чесменском сражении (24-26 июня (5-7 июля) 1770 г.).
Для противодействия турецким морским устремлениям и последующего завоевания господства на Черном море было явно недостаточно усилий дипломатии, армии и Азовской флотилии, не способной в полной мере вести борьбу с флотом противника в открытом море. Россия должна была противопоставить и другой, достаточно сильный аргумент, каким мог быть линейный флот на Черном море. В результате одним из главных направлений государственной политики стало развитие в этом регионе российских морских сил. Первым шагом в ее реализации явилось решение о создании там линейного флота, закрепленного указом императрицы Екатерины II от 11 (22) декабря 1775 г .
В указе были определены основные направления как развития морских сил на Черном море, так и производственной базы кораблестроения. В первую очередь командующему Азовской флотилией вице-адмиралу А.Н. Сенявину предписывалось обследовать Днепровский лиман с целью выбора удобного места для сооружения там верфей и строительства на них “не менее 20 больших военных кораблей с надобными для них малыми”.
18 (29) июня 1778 г. Екатериной II был подписан указ об основании в 30 верстах выше устья Днепра при Александр-шанцах, недалеко от урочища, называемого Глубокой пристанью, города Херсона, где под непосредственным руководством генерал-поручика И.А. Ганнибала надлежало построить верфь на шесть эллингов для закладки пяти 60-пушечных кораблей и камелей . 26 мая (6 июня) 1779 г. в Херсоне был заложен первый 60-пушечный линейный корабль “Св. Екатерина”. Днепровский лиман предполагалось использовать и как главную базу создаваемого флота, для чего осенью того же года туда из Керчи были переведены 5 фрегатов и 2 бота.
23 марта (3 апреля) 1781 года Екатерина II подписала новый указ, согласно которому И.А. Ганнибалу предписывалось предпринять ряд мер, направленных на развитие судостроения на юге России, на период, "покуда не настанет действительная нужда снабдить штатом часть тамошнюю". Императрица утвердила постройку и содержание в Херсоне 12 66-пушечных кораблей с соответствующим количеством фрегатов и других более мелких судов.
В конце 1782 г. из-за волнений татарского населения в Крыму там резко обострилась обстановка. Чтобы раз и навсегда прекратить восстания крымских татар, подстрекаемых к бунтам турецким правительством, назрела настоятельная необходимость в присоединении Крыма к России. По мнению Коллегии иностранных дел одним из важных аргументов в пользу присоединения Крыма был и тот факт, что там находилась Ахтиарская бухта, не имеющая ограничений по вместимости судов любого класса, с прекрасными климатическими и метеорологическими условиями, откуда, в отличии от Днепровского лимана, имелся прямой выход в море, что делало ее первоклассной базой для создаваемого Черноморского флота .
В результате всестороннего обоснования, активных военно-политических мер и напряженной дипломатической работы 8 (19) апреля 1783 г. был издан царский манифест о присоединении Крыма к Российской империи .
Одновременно с подписанием манифеста российский кабинет, для предотвращения высадки турецкого десанта в Крым, повелел командующему Азовской флотилией вице-адмиралу Ф.А. Клокачеву во исполнении рекомендаций Коллегии иностранных дел обследовать Ахтиарскую бухту и при ее удобности перевести туда суда вверенной ему флотилии.
В результате 2 (13) мая 1783 г., после осмотра бухты командиром фрегата "Осторожный" капитан-лейтенантом И.А. Берсеневым, туда из Керчи перешла передовая часть Азовской флотилии в составе 5 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей, 3 шхун и бота . Г.А. Потемкин, в начале июня посетивший Крым, писал Екатерине II: "Ахтияр лучшая гавань в свете. Петербург, поставленный у Балтики, – северная столица России, средняя – Москва, а Херсон Ахтеярский да будет столица полуденная моей Государыни. Пусть посмотрят, который государь сделал лучший выбор" .
В результате перехода Азовской флотилии в Ахтиарскую бухту российские морские силы на Черном море заняли стратегически выгодное и удобное место постоянного базирования, тем самым значительно укрепив свое положение и способствовав достижению Российским государством важнейшей военно-политической цели – присоединению Крыма к Российской империи.
В итоге всего комплекса предпринятых политических и военных мер, 28 декабря 1783 г. (8 января 1784 г.) близ Константинополя с турецкой стороной состоялось подписание акта об окончательном присоединении Крыма, Кубани и о. Тамань к России .
10 февраля 1784 г., после подписания 2 (13) февраля ратификации об окончательном присоединении Крыма к России, был издан указ об устройстве на южных рубежах новых укреплений, среди которых должно было выстроить и “крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для перваго ранга кораблей, порт и военное селение” .
К этому времени (16 (27) сентября 1783 г.) на херсонской верфи уже был спущен на воду 66-пушечный линейный корабль "Слава Екатерины" и готовился к спуску аналогичный корабль "Св. Павел". Со спуском на воду линейных кораблей в Херсоне, в Адмиралтейств-коллегии начали подготовку к составлению штатов для Черноморского флота. Определяющим фактором при составлении штатов являлись взгляды самой императрицы на характер и состав российской морской силы. По этому поводу она писала: "Число судов российского флота, применяясь к составу флотов соединенных держав, должно быть с одной стороны без отягощения государству в разсуждении содержания, а с другой весьма достаточный не только к обороне наших портов и границ, но и для нападательных целей в случае надобности" .
К августу 1785 г. "Слава Екатерины" и "Св. Павел" уже находились в Севастополе и стали первыми линейными кораблями Черноморского флота. Юридическим решением, давшим корабельному объединению на Черном море статус флота, явился именной указ Екатерины II от 13 (24) августа 1785 г. екатеринославскому и таврическому генерал-губернатору, генерал-фельдмаршалу князю Г.А. Потемкину – "О распоряжениях по заведению и управлению Черноморского флота и адмиралтейства" . Это был первый документ, которым официально введено название флота на Черном море – Черноморский флот, главнокомандующим которого стал Г.А. Потемкин-Таврический, которому впоследствии указом императрицы от 10 (21) мая 1787 г. был пожалован и кайзер-флаг .
Организационно Черноморский флот состоял из линейного флота, базирующегося в Севастополе (в документах встречается название “корабельная эскадра” и “Севастопольский флот”), и Лиманской флотилии, состоящей из парусной и гребной эскадр, базирующейся в Днепровском лимане.
Указом от 13 (24) августа 1785 г. был утвержден и штат Черноморского флота, согласно которому он должен был состоять из 2 – 80-пушечных и 10 – 66-пушечных кораблей, 8 – 50-пушечных, 6 – 32-пушечных и 6 – 22-пушечных фрегатов, 5 – 12-пушечных судов и 8 транспортов. Личный состав флота предполагалось иметь в 13 504 человека . Никаких пояснений в обоснование названного состава не приводилось. Однако, как явствовало из заметки Екатерины II, количественный состав определялся соразмерностью с турецким флотом и возможностями судостроительной промышленности на Черном море .
Этим же указом было образовано Черноморское адмиралтейское правление. Указ закреплял фактическую независимость Черноморского правления от Адмиралтейств-коллегии и право непосредственного доклада императрице. Первым членом Правления был назначен капитан 1 ранга Н.С. Мордвинов .
Таким образом, Россия с целью достижения намеченных военно-политических целей в короткие исторические сроки создала на Черном море мощное военно-морское объединение – Черноморский флот, явившийся правоприемником Азовского флота и Азовско-Донской флотилии.

Балтийский флот – 7 (1Cool мая 1703 г. – принятие программы создания Балтийского флота (день победы 30 российских лодок с двумя ротами Семеновского и Преображенского полков под командованием Петра I над двумя шведскими военными судами “Гедан” и “Астрильд”).
Как и на Юге, строительство флота на Балтике определялось военно-политическими целями Российского государства, поставленными на период ведения войны со Швецией, начавшейся в 1700 г. Важнейшей из них являлся выход России к побережью Балтийского моря. Для достижения этой цели необходимо было разгромить шведские озерные флотилии и овладеть приморскими крепостями, для чего были необходимы военные суда. В связи с этим в 1702 г. на новгородской и псковской верфях началось строительство судов. К тому моменту структура предполагаемых соединений еще не определялась.
Овладение 11 (22) октября 1702 г. русскими войсками крепостью Орешек, расположенной в устье Невы, существенно изменило военно-политическую ситуацию в регионе. Это событие, по существу, подготовило условия для перевода вопроса о создании регулярного флота на Балтийском море в практическое русло. Заложенные в конце 1702 - начале 1703 гг. на Сясьской верфи 2 новых фрегата, в дополнение к уже заложенным там 4 фрегатам, уже изначально предназначались не для Ладожского озера, а для формирования корабельного состава будущего флота на Балтике.
Указом Петра I от 13 (24) января 1703 г. было предписано построить еще 6 фрегатов. Ближе к марту Петр I пришел к выводу о необходимости создания более мощного соединения на Балтике, чем предполагалось ранее. В том же году им был подготовлен судовой список, который с полным основанием можно считать программным документом строительства Балтийского флота. В нем определялись количественный и качественный состав судов, необходимых для флота, а именно: “12 кораблей, 10 шнав, 3 флейта, 6 буеров, 1 буерс, 6 шмак, 10 шкун, 10 галер” . Однако дата написания этого документа осталась неизвестной, в связи с чем при установлении дня основания Балтийского флота приходиться использовать определенное допущение. Наиболее приемлемой датой можно определить 7 (1Cool мая 1703 г. – день победы 30 российских лодок с двумя ротами Семеновского и Преображенского полков под командованием Петра I над двумя шведскими военными судами “Гедан” и “Астрильд”. Этот бой являлся первым вооруженным столкновением на Балтике, имел большой резонанс и важное символическое значение в истории создания Балтийского флота.
Дальнейшее стремительное развитие российских морских сил на Балтике, привело к созданию сильного флота Балтийского моря, разделенного на несколько эскадр с разными местами базирования.



Северный флот – 15 (26) марта 1733 г. – решение Воинской морской комиссии о создании Архангельского военного порта.
Многовековое владение Россией побережьем Белого и Баренцева морей способствовало развитию русского кораблестроения и мореходства на Севере. Неслучайно первое морское плавание молодого царя Петра I, мечтавшего о создании регулярного военного флота, произошло именно там, во время его посещения Архангельска в 1693 г. В последующем Петр I рассматривал Архангельск и двинские верфи как важнейший пункт кораблестроения северо-западного региона России, где всегда были опытные корабельные мастера и работные люди. В связи с этим в 1701 г. в Архангельске было образовано адмиралтейство для строительства военных судов. Главной задачей северного кораблестроения являлись постройка и поставка боевых кораблей для Балтийского флота. При этом собственных морских сил при Архангельском адмиралтействе и порте не было. Существовали лишь защитные береговые укрепления и крепость на реке Малая Двинка, основанная по указу Петра I от 17 (2Cool декабря 1700 года , с помощью которой 25 июня (6 июля) 1701 г. была сорвана попытка 3 шведских фрегатов захватить Архангельский порт.
В дореволюционных энциклопедиях и словарях есть упоминания об Архангельских эскадрах периода 1707-1715 гг., которые формировались из строившихся в Архангельске судов для перехода на Балтику. Однако утвержденной оргштатной структуры и самостоятельных боевых задач они не имели .
Такое положение сохранялось на Севере до 1733 г., когда 15 (26) марта Воинской морской комиссией “О рассмотрении флотов” было принято решение о создании Архангельского военного порта . Первым командиром Архангельского военного порта был назначен вице-адмирал П.П. Бредаль . Кроме того Комиссия определила “из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содержать” . Эта эскадра явилась первым штатным соединением военных кораблей на русском Севере.
В зону действия Архангельской эскадры входили Беломорье и побережье Кольского полуострова, где строились пункты базирования (в т.ч. в Екатерининской гавани), береговые батареи и устанавливалось навигационное оборудование (“огненная сигнализация”). Для охраны Кольского залива и Двинского устья выделялись специальные отряды судов, в море учреждалось крейсерство.
Первая боевая задача перед Архангельской эскадрой была поставлена во время русско-шведской войны 1741-1743 гг. Весной 1742 г. главному командиру Архангельского порта вице-адмиралу П.П. Бредалю было поручено подготовить к 5-месячному плаванию 4 линейных корабля, 4 фрегата и гукор, находящихся в Архангельске, а также 3 линейных корабля и фрегат, зимовавших в Екатерининской гавани Кольского залива. Приняв командование над эскадрой, Бредаль должен был следовать в Балтийское море для соединения с Балтийским флотом. При этом ему предписывалось вступать в бой со шведскими военными судами лишь в том случае, если их число будет не более шести. Однако по техническим причинам русским судам пришлось вернуться в Колу и Архангельск .
В период борьбы северо-американских колоний за свою независимость, на основании указа Екатерины II от 26 января (6 февраля) 1779 г., для обеспечения свободы судоходства в Северном море из Архангельска туда был отправлен отряд русских военных судов в составе 2 линейных кораблей и 2 фрегатов. В указе, который, по существу, можно считать боевой инструкцией, по этому поводу говорилось: “Сим повелеваем... определяемому на них командиру: 1-е, чтоб он, по открытии весною навигации, вышел в Северное море и чрез все лето крейсировал там от Белого моря до Кап Норда и в окружности оного, составляя из эскадры своей такую цель, дабы без ведома его ни одно судно прокрасться не могло. 2-е, чтоб он таким образом стережа и карауля, доколе время дозволять будет, безопасность общей навигации, если встретит какой либо иностранный капер с патентом своего Правительства, пристойно объявя офицерам и экипажу оного, что пребывание их в тамошних водах ни дозволяемо, ни терпимо быть не может, чтоб они поэтому ехали назад, куда им угодно... в случае безрассудного их упорства, а наипаче действительного в ремесле своем покушения, не возможет он обойтиться без употребления противу их самой силы, оставляя уже на их собственный счет все из того неприятные последствия” .
Русская эскадра в Архангельске продолжала активно действовать до середины XIX в., когда в связи с внедрением на флоте судов с паровым двигателем и металлическим корпусом, 5 (17) марта 1862 г. Архангельский военный порт был закрыт .
Лишь 19 июня (2 июля) 1916 г. приказом по Морскому ведомству было объявлено о создании флотилии Северного Ледовитого океана с базами в Александровске (Полярном), Романове-на-Мурмане (Мурманске), Иоканьге и Архангельске. Корабельный состав флотилии по списку включал: 1 линейный корабль, 2 крейсера, 6 миноносцев, 1 ПЛ, 1 минный заградитель, 44 ТЩ, 11 посыльных судов, 5 сторожевых катеров, 7 гидрографических судов, 2 ледокола и 13 др. судов . В ходе Гражданской войны в России основная часть боевого состава флотилии была утеряна.
1 июня 1933 г. циркуляром начальника штаба РККА из кораблей Балтийского флота, переведенных на Север, была сформирована Северная военная флотилия, преобразованная 11 мая 1937 г. в Северный флот.

Тихоокеанский флот – 8 (19) июля 1799 г. (31 октября (12 ноября) 1856 г. – указ Правительствующему Сенату об организации Сибирской флотилии.) – указ о создании Охотской флотилии и Российско-Американской компании.
В 1731 г. по ходатайству Витуса Беринга императрицей Анной Иоанновной было принято решение о переносе управления северо-восточным краем из Якутска в Охотск. 10 (21) мая 1731 г. последовал указ “О назначении сосланного в Сибирь Григория Писарева начальником Охотска; о населении ему сего места и учреждении при оном малой верфи и пристани...”. В резолютивной части этого указа отмечалось, чтоб Писарев должен был там построить “пристань с малою судовою верфью, также несколько морских судов для перевоза на Камчатку и оттуда к Охотску казенной мягкой рухляди и купецких людей с товарами и для других потреб” . Ни о каких военных судах и, тем более о флотилии, в упомянутом указе речи не шло. (В военно-исторической литературе дореволюционного периода термин “Охотская флотилия” практически не употреблялся, а использовался неопределенный термин “охотские суда”.) Для создания порта в Охотске Адмиралтейств-коллегия направила трех штурманов, шесть матросов, корабельного мастера с помощником и мастеровых. Однако порт в Охотске был построен лишь в 1740 г.
До 1777 г. Охотский порт не имел никаких штатов, в связи с чем морские и военные чины назначались там из числа ссыльных по мере необходимости, что отрицательным образом сказывалось на общей организации и порядке в порте. В этот период “все хозяйство Охотского порта находилось в крайне запущенном состоянии и военного значения флотилия иметь не могла” . В связи с этим для охраны земель, открытых русскими мореплавателями в Восточном (Тихом) океане от посягательств иностранных держав и “отыскания новых земель”, 22 декабря 1786 г. был издан указ об отправлении туда из Кронштадта экспедиции из 4 кораблей и транспорта под общим командованием капитана 1 ранга Г.И. Муловского. Однако из-за начавшихся в 1787 г. русско-турецкой и в 1788 г. русско-шведской войн экспедиция не состоялась .
Интенсивное исследование районов Тихого океана и их хозяйственное освоение привело к необходимости укрупнения российского капитала и создания там единой торгово-промышленной компании. В связи с этим указом Павла I от 8 (19) июля 1799 г. была учреждена Российско-Американская компания. Для защиты интересов компании в ее распоряжение и на ее содержании выделялись военные суда, как имеемые на Тихом океане, так и суда, приходящие в последующем с Балтики. В указе по поводу учреждения компании по этому поводу, в частности, отмечалось: “...чтоб в подкрепление предприятий сей компании возможные со стороны военных начальников пособия Нашими сухопутными и морскими силами, по требованиям ее, чинимы были на ее содержании” . Кроме того, компания Н. Шелехова еще с 1794 г. начала сама строить военные суда, первым их которых был 22-пушечный фрегат “Феникс” .
В 1799 г. последовал указ об укомплектовании охотских судов военной командой . Таким образом, была учреждена Охотская флотилия (3 фрегата и 3 мелких судна). Причиной этого решения явилась острая нехватка морских чинов, способных управлять судами, необходимыми для перевозки войск из Охотска на Камчатку и для их последующего снабжения вооружением и продовольствием . Цель создания флотилии – поддержка русского предпринимательства и содействие научным изысканиям . (Российские военные суда на Тихом океане, не имея к тому времени регламентированной военной структуры, решали в основном хозяйственные и исследовательские задачи.) С этого момента военные суда на Дальнем Востоке все больше начинают приобретать военные функции.
К середине XIX в. Россия столкнулась с проблемой посягательства на российские владения на Тихом океане со стороны Англии и Франции. Это обстоятельство вызвало необходимость усиления там российских морских сил.
2 (14) декабря 1849 г. Охотский военный порт был упразднен. Охотские суда были переведены в Петропавловск-на-Камчатке, а в 1856 г. – в Николаевск-на-Амуре. 31 октября (12 ноября) 1856 г. на основании императорского указа Правительствующему Сенату на базе петропавловских судов была создана Сибирская военная флотилия . Главной задачей флотилии являлась крейсерская служба, и, в случае начала боевых действий, – нанесение удара по колониальным владениям противника.
В феврале 1871 г. высочайшим указом Сибирская флотилия была выведена из подчинения сибирского генерал-губернатора и перешла в подчинение морского министра, ее базой стал Владивосток. Кроме собственно Сибирской флотилии, не способной в полном объеме выполнять задачи защиты интересов России в водах Тихого океана, после Крымской войны 1853-1856 гг. там постоянно находилась эскадра, формировавшаяся из кораблей Балтийского флота.
В 1898 г. главной российской военно-морской базой на Тихом океане стал арендованный у Китая Порт-Артур. С началом русско-японской войны в 1904-1905 гг. начинают создаваться Тихоокеанские эскадры. 1-я Тихоокеанская эскадра (командующий адмирал Е.Н. Алексеев, с 24 февраля 9 (марта) 1904 г. – вице-адмирал С.О. Макаров, с 31 марта (13 апреля) 1904 г. – контр-адмирал В.К. Витгефт) была сформирована из судов Сибирской военной флотилии и кораблей Балтийского флота. 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры в 1904 - начале 1905 гг. соответственно вышли с Балтики на Тихий океан. Основные их силы были уничтожены и захвачены японским флотом в ходе Цусимского сражения 14-15 (27-2Cool мая 1905 г.
С установлением советской власти на Дальнем Востоке там началось и возрождение морских сил. 21 апреля 1932 г. было принято решение о воссоздании Морских сил Дальнего Востока. 11 января 1935 г. МСДВ были преобразованы в Тихоокеанский флот.

Каспийская флотилия – 4 (15) ноября 1722 г. – указ Петра I о создании Астраханского военного порта.
Попытки создания морских сил на Каспии предпринимались со второй половины XVII в. В 1668 г. для охраны русских торговых судов на Каспийском море был построен первый военный корабль России – “Орел”. Однако по прямому назначению “Орел” так и не использовался.
Российские суда на Каспийском море стали строиться в 1706 г. после подавления войсками фельдмаршала Б.П. Шереметьева бунта беглых стрельцов в низовьях Волги и взятия Астрахани. В 1716 г. от 69 до 100 судов на Каспийском море были использованы генералом Бековичем-Черкасским для перевозки войск в так называемом Индийском походе. Опыт перевозки войск морем был использован Петром I в Персидском походе 1722 г. На 8 военных и 79 ластовых судах и 200 лодках было перевезено 22 тысячи человек пехоты. Все указанные суда были сведены во флотилию под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина . 4 (15) ноября 1722 г. указом Петра I о создании Астраханского военного порта Каспийская флотилия “получила правильную организацию” .

Заместитель начальника
1 отдела 1 научного управления,
кандидат исторических наук
капитан 1 ранга В.Овчинников

" " июня 2000 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> ВМФ Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Сохранить тему
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB