Список форумов СВВМИУ.ru СВВМИУ.ru
Всем выпускникам СВВМИУ (Голландия) и основателю сайта А. Другову посвящается
 
 ФотоальбомФотоальбом   Вопросы и ОтветыВопросы и Ответы   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   ЧатЧат   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Военно-Морской Флаг СССР

Биографии командиров рот В-Д

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> СВВМИУ - Творческая мастерская
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Иванов Александр

ГКС

Возраст: 63
Зарегистрирован: 26.03.2007
Сообщения: 4818
Откуда: Кронштадт
Группы: 
[ 1975г. 151 рота ]
[ 1982г. 351 рота ]



СообщениеДобавлено: Вс, 31 Янв 2010, 23:13    Заголовок сообщения:  Биографии командиров рот В-Д Ответить с цитатой

Вниманию всех! Присланные материалы, дополнения и замечания после внесения (использования) будут удаляться, чтобы не загромождать ветку.
Прошу отнестись к этому с пониманием. Всем спасибо за содействие! ВАШЕ участие ОЧЕНЬ важно.


Командир роты Варяница Алексей Антонович
Алексей Антонович принял командование 121 ротой в 1975 году. Он выпускник ВВМУ им Фрунзе. Прибыл он к нам, если не изменяет память, с должности командира роты учебного отряда. Личность неоднозначная, колоритная. В первый же день знакомства с ротой получил кличку «Репа». Причиной для такого прозвища послужил размер головы, примерно 64-й. Выступает перед строем роты, и объясняет нам, как нас будет делать людьми, и так увлекся, все это эмоционально, на полуматерном языке, и вдруг из строя раздается голос то ли удивления или восхищения: « Ну и репа». Все приклеилось. Не знаю, перешло оно к следующему поколению или нет. На первых порах долго не мог всех запомнить, то есть состыковать лицо и фамилию, естественно мы этим пользовались. А вообще остались хорошие воспоминания о нем, как об офицере, и воспитателе. В 2009 году исполнилось 70 лет, живет в Севастополе, занимается частным извозом

Командир роты Василевский

Командир роты Васильев Борис Семёнович к2р инженер в отставке
- закончил СШ в г. Ростове-на-Дону в 1953 г.
- 1953 - 1958 г. - курсант Высшего ВМИУ ПП (позже - СВВМИУ)
- 1958 - 1962 г. - с экипажем АПЛ пошел "по большому кругу": г. Обнинск Калужской обл. - СМП г. Северодвинск - п. Западная Лица, КСФ
- 1962 - 1965 г. - служба в различных должностях на РТБ ("головастики") КЧФ, г. Севастополь
- 1965 - 1970 г. - военпред на одном из ныне действующих закрытых предприятий Минсредмаша в Московской обл.
- 1970 - 1974 г. - командир роты СВВМИУ
- 1974 - 1976 г. - инженер лаборатории кафедры ЯЭУ СВВМИУ, занимался поставками оборудования для будущей лаборатории "Борт-70"; осенью 1976 г. был членом Государственной комиссии по приему в эксплуатацию в ВМФ глубоководного аппарата "Поиск-7"
- 1976 - 1984 г. - начальник курса СВВМИУ
- После ДМБ (декабрь 1984 г.) - инженер турбинной группы лаборатории "Борт-70" СВВМИУ до ее расформирования и "утилизации" в 2007 г.
- 2007 - 2008 г. - инженер НИЛ прикладной оптики СНУЯЭиП
- Проживает в г. Севастополе


Командир роты Вербинец Геннадий Яковлевич
К большому сожалению Геннадия Яковлевича Вербинца нет с нами.Года три назад он умер.Похоронен в Севастополе.

Командир роты Верёвкин

Командир роты Винограденко Виктор Павлович
По материалам В.Ю. Кущева:
Детство. Виктор Павлович Винограденко родился 29 июля 1932 года в г. Артёмовске Донецкой области в семье рабочих. Мать – Винограденко (Овчаренко) Ольга Захаровна (1910-1985 гг.) окончила 2 класса церковно-приходской школы в г. Артёмовске, была домохозяйкой. Отец – Винограденко Павел Семёнович (1908-1978 гг.) с детства батрачил, работал отбойщиком в алебастровой шахте, закончил 7 классов вечерней школы, курсы шофёров и работал до выхода на пенсию шофером и начальником транспортного цеха.
В 1940 году Виктор Павлович пошёл в первый класс средней школы в г. Артёмовске, а в июне 1941 года как отличник учёбы был отправлен в пионерский лагерь на Азовском море. Там и родилась у него мечта стать моряком.
Грянула Великая Отечественная война. С октября 1941 года по сентябрь 1943 года Виктор Павлович с семьёй находился на территории, временно оккупированной немецко-фашистскими захватчиками. Видел всех оккупантов: немцев, испанцев, итальянцев, чехов, венгров, румын, словаков. По их поведению, отношению к населению сделал свой вывод, что не все они фашисты. Видел массовые расстрелы евреев, казнь через повешение подпольщиков, недостойное поведение фашистских прихвостней из местного населения.
Единственной отрадой в период оккупации были книги. В условиях комендантского часа вечера были долгими даже в весенне-летний сезон. В октябре 1941 года, в период недельного безвластия, Виктор Павлович со своими товарищами завезли на тачке домой около 500 книг. В период оккупации и были в основном прочитаны произведения русских, украинских и зарубежных классиков. Днём же приходилось бороться за существование – сажать, полоть, убирать урожай с огорода, выбирать на железнодорожной станции из шлака остатки угля, пилить пеньки в лесу, рубить дрова. И всё это в 9-11 лет от роду.
Фронт находился от города в 45-100 км, поэтому Артёмовск систематически подвергался обстрелам советской артиллерии обстрелы и жесточайшим бомбёжкам советской авиации, своих, родных «красных».
В июле 1942 года Виктор Павлович попал в особо жестокую бомбардировку пикировщиков. Горело всё: дома, машины, танки, деревья, земля, люди. После этой бомбёжки он перестал разговаривать и молчал почти год.
Годы учёбы. В сентябре 1943 года после освобождения города от захватчиков Виктор Павлович пошёл сразу в третий класс, минуя второй, и в 1951 году успешно окончил среднюю школу. За годы учёбы в школе избирался начальником штаба пионерского отряда, председателем совета пионерской дружины школы. Научился водить мотоцикл, грузовые и легковые автомобили, серьёзно занимался радиоэлектроникой. В школе сам оборудовал радиоузел.
По окончании средней школы имел в основном отличные оценки по всем ведущим предметам и мог поступить в любое высшее учебное заведение. Но в это время уже второй год в Корее полыхала война, где воевали и наши люди. Виктор Павлович, вспомнив все ужасы войны, пережитые в детстве, принял однозначное решение, которое немало удивило преподавателей и товарищей, - стать профессионалом, морским офицером. Если начнётся война, то воевать грамотно и не быть песчинкой в водовороте событий. По комсомольскому призыву подал документы для поступления в Высшее военно-морское училище им. П.С Нахимова, при конкурсе двенадцать человек на место успешно сдал вступительные экзамены и в июле 1951 года был зачислен на первый курс.
С 1951 по 1955 гг. успешно обучался в училище. За время обучения в училище исполнял обязанности командира отделения, старшины класса и старшины роты на своём курсе. Активно занимался морским многоборьем и штангой. В мае 1955 года курсант Винограденко В.П. занял первое место в соревнованиях по тяжёлой атлетике в полутяжёлом весе на 7-ой спартакиаде училища.
За усердие, проявленное при обучении и в службе, имел благодарности и грамоты. Имя Виктора Павловича было занесён на Доску почёта.
Служба на Черноморском флоте. В 1955 году, после окончания училища, получил назначение на новейший лёгкий крейсер «Михаил Кутузов» командиром группы управления артиллерийским огнём дивизиона главного калибра, а в декабре 1959 года – назначен командиром этого дивизиона.
28 декабря 1956 года Виктор Павлович женился на Людмиле Степановне Аксиментьевой, с которой был знаком с декабря 1953 года. 16 апреля 1959 года у них родился сын, которого по предложению молодой мамы назвали Виктором.
В период с 1957 по 1961 годы крейсер «Михаил Кутузов» ежегодно в состязаниях с другими крейсерами ВМФ и КЧФ по стрельбе дивизиона главного калибра завоёвывал главные призы – кубки. В 1961 году эти кубки, как завоёванные более трёх лет подряд, в соответствии с приказами ГК ВМФ и командующего КЧФ были переданы в музей Черноморского флота на вечное хранение. За эти успехи и успехи, достигнутые в боевой подготовке, Виктор Павлович неоднократно награждался грамотами и ценными подарками. В период его фотография неизменно находилась на Доске почёта КЧФ. В описываемые годы высокий уровень боевой подготовки был нормой в повседневной деятельности Вооружённых Сил СССР. Поэтому орденами награждали только за особые отличия, как правило, связанные с фактическим выполнением боевых задач.
В период с 1961 по 1964 годы Виктор Павлович проходил службу в должности помощника командира, а затем старшего помощника командира крейсера «Михаил Кутузов».
Крейсер «Михаил Кутузов» помимо повседневной деятельности совершил первые послевоенные дальние походы в Албанию, Югославию, в Атлантику, на Балтику (дважды). Правительство СССР использовало этот образцовый корабль и для приёма глав правительств иностранных государств: императора Эфиопии Селасия 1, Шах-иншаха Ирана, Председателей Совета Министров и министров обороны стран Варшавского договора., Президента Финляндии и т.п. Виктор Павлович в качестве начальника почётного караула первым встречал на борту этих должностных лиц. посещали крейсер и космонавты Ю.А. Гагарин, Г.Н. Титов, А.Г. Николаев.
В совершенстве владея специальностью, Виктор Павлович показал себя активным рационализатором, о чём свидетельствуют его удостоверения на рационализаторские предложения.
В январе 1964 года крейсер выходил в море для выполнения ответственной учебно-боевой задачи. До этого Виктор Павлович, ранее никогда не болевший, получил инфекцию гриппа. Несмотря болезнь гриппом, протекающую тяжело, он пошёл в море. Это привело к тяжёлым осложнениям, практически весь 1964 год он проболел. В результате Виктор Павлович был признан негодным к службе на корабле и в августе 1964 года вместо командирских классов был комиссован по состоянию здоровья и назначен командиром роты Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища.
Командир роты. 5 августа 1964 года Виктор Павлович прибыл в распоряжение начальника СВВМИУ с рекомендацией о назначении преподавателем кафедры боевых средств флота или кафедры морской практики. Но контр-адмирал Крастелёв М.А. поступил, как я сейчас считаю, мудро: «Сначала нужно познать курсанта, понять, как из мальчишки создать офицера. Не просто офицера, а любящего свою профессию офицера-подводника, которому Родина вручила такое грозное оружие, как подводный ракетный атомный крейсер. А потом, по результатам работы в должности командира роты, будет принято решение о преподавательской работе». Это решение Виктор Павлович принял без воодушевления. Но люди есть люди, о них нужно думать, заботиться целых пять лет. Он принял роту четырёхклассного состава численностью примерно 120 человек. В помощь командиру роты со старших курсов ежегодно назначались заместитель командира роты, старшина роты, заместители командиров взводов, командиры отделений. Итого 18 человек.
Имея богатый опыт работы с матросами, старшинами, мичманами и офицерами на крейсере Виктор Павлович знал, какими качествами должен обладать офицер. Исходя из этого, он и строил свою воспитательную работу с курсантами. В её основу положил индивидуальную работу со старшинами и курсантами, в которой красной чертой подчёркивалось: «Вы – будущий офицер».
Бывало, принимались решения о наложении взыскания необдуманно, «с горяча». Каждый проступок курсанта Виктор Павлович переживал, и, если ранее было принято не правильное решение, не стеснялся его отменить и принести извинения. При этом подчёркивал, что так поступать нужно всегда. От этого поступка авторитет офицера не падает. Понимал, что основа воинского воспитания курсантов – воспитание воспитателей.
На четвертом курсе рота по результатам учёбы, состоянию воинской дисциплины, организации и порядка была объявлена отличной ротой. Виктор Павлович очень благодарен своим помощникам: Н.Н. Перегудову, М.Е. Зозуле, А.Г. Ищенко, В.М. Сярдину, Ю.М. Быковскому, В.И. Швееву.
После успешного выпуска офицеров в 1969 году встал вопрос о назначении Виктор Павлович, но не на кафедру, а заместителем начальника первого факультета по организационно-строевой работе. Он отказался, объяснив, что ушёл с корабля только из-за болезни, а на первом факультете здоровья не поправить.
Первый факультет был огромным: 14 курсантских рот, 5 кафедр, 65 офицеров, 2 казармы, 75 % территории. Он традиционно занимал последнее место в училище и в системе высших военно-морских учебных заведений по всем показателям. Вице-адмирал Крастелёв М.А. надеялся, что за счёт улучшения организации на факультете улучшатся и остальные показатели. Виктор Павлович отказался и в августе 1969 года сформировал и принял новую роту.
В мае 1971 года его вызвал вице-адмирал Крастелёв М.А. и сказал, что если он хочет получить очередное воинское звание «капитан 2 ранга», то должен помочь факультету и училищу занять достойное место и принять предложение о назначении заместителем начальника факультета. Пришлось согласиться. Было оговорено, что, если через год состояние дел значительно улучшится, то Виктора Павловича переведут на преподавательскую работу.
Заместитель начальника факультета по организационно-строевой работе. Из опыта службы Виктор Павлович усвоил, что вся повседневная и боевая организация и воинская дисциплина в подразделении, классе, роте, факультете, училище в основном зависит от уровня подготовки младших командиров – командиров отделений, старшин классов, заместителей командиров взводов, старшин рот, заместителей командиров рот. Поэтому в масштабе факультета он организовал обучение младших командиров. Проводились учения по выполнению распорядка дня, а после каждого учения – тщательный разбор.
Виктор Павлович требовал выполнение требований общевоинских уставов по кругу своих обязанностей. От заместителей командиров рот, старшин рот, заместителей командиров взводов потребовал привести свой внешний вид в образцовое состояние. Младшие командиры выполнили то же самое в своих подразделениях.
Один раз в неделю на общефакультетском построении Виктор Павлович подводил итоги осмотров заведований рот и разборы наиболее характерных недостатков. Иными словами, им проводилась работа по воспитанию воспитателей.
Каковы же были получены результаты? После первого полугодия такой работы первый факультет вышел на первое место в училище, а по итогам года – на первое место в системе высших военно-морских учебных заведений. Естественно, резкое улучшение организации на факультет сказалось и на результатах обучения курсантов, так как обучение и воспитание – это единый процесс.
Вполне очевидно, что одни организационно-строевые мероприятия не дали бы такой результат. Начальник первого факультета капитан 1 ранга Борисоглебский Вениамин Петрович, в прошлом фронтовик, участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, заместитель командира эскадры подводных лодок по электромеханической части ТОФ, проводил большую работу с командирами рот. Заместитель начальника 1 факультета капитан 1 ранга Фирсов Леонид Александрович целенаправленно работал с секретарями партийных организаций и активом факультета. Секретарь комитета комсомола Сергей работал соответственно с комсомольским активом.
Опыт работы на первом факультете был распространён на всё училище. Начальник училища вице-адмирал Крастелёв М.А. организовал ежемесячные смотры училища. В первую очередь особое внимание уделялось внешнему виду офицеров, их строевой выправке. Многим из них, имевшим «затрапезный» вид, пришлось даже пошить новую форму.
В 1973 году СВВМИУ по итогам года вышло в число передовых, и его опыт стал изучаться на разных сборах, семинарах, где руководящий и командный состав училища делился своим опытом.
В июне 1974 года в училище с целью изучения положительного опыта прибыл начальник высших военно-морских учебных заведений ВМФ СССР вице-адмирал Егоров Иосиф Гаврилович. В беседе с ним начальник СВВМИУ контр-адмирал Саркисов Ашот Аракелович честно сказал, кто явился локомотивом ускорения. В результате Виктор Павлович был вызван на беседу к вице-адмиралу Егорову И.Г.
Вице-адмирал Егоров И.Г. сказал, что стабильная система не должна зависеть от одного человека. Виктор Павлович согласился с ним и предложил провести реорганизацию училища, которая предусматривала бы пропорциональное распределение по принципу «офицер-курсант».
На этот момент в училище было установлено следующее, непропорциональное, распределение:
1 факультет – 1200 человек, 65 офицеров, 5 кафедр;
2 факультет – 520 человек, 25 офицеров, 2 кафедры;
3 факультет – 180 человек, 15 офицеров, 1 кафедра.
Предложено было следующее пропорциональное распределение:
1 факультет – 600 человек, 30 офицеров, 2 кафедр;
2 факультет – 600 человек, 35 офицеров, 3 кафедры;
3 факультет, объединивший второй и третий факультеты, – 700 человек, 40 офицеров, 3 кафедры.
Вице-адмирал Егоров И.Г. согласился, поблагодарил Виктора Павловича и через месяц своим приказом произвёл реорганизацию.
Виктора Павловича, как лишнего начальника в этой системе, назначили преподавателем на кафедру морской практики вести курс боевой подготовки подводных лодок. В июле, по окончанию реорганизации, начальниками факультетов назначили: первого факультета – капитана 1 ранга Гармасара Владимира Трофимовича, второго - капитана 1 ранга Буйнова Георгия Михайловича, третьего - капитана 1 ранга Гаджибекова Назима Гейдаровича.
Следует отметить, что деление первого факультета проводилось справедливо. Поровну были разделены отличные классы и отличные роты.
С самого начала после реорганизации между собой постоянно соревновались первый и третий факультеты. Второй надёжно занял последнее место. На нём часто меняли заместителей начальника факультета, но это не дало результата.
В ноябре 1980 года Виктору Павловичу было предложено возглавить второй факультет, но он отказался.
На кафедре морской практики. На кафедру морской практики Виктор Павлович был назначен в июле 1975 года вести курс боевой подготовки подводных лодок. Для него это не представляло большой сложности, так как он знал в совершенстве как устройство наводных, так и подводных кораблей. Будучи командиром роты, он со своими курсантами изучал те корабли, на которых они проходили практику. Сложность заключалась в другом. Курс, как таковой, поставлен не был, и Виктору Павловичу с начальником кафедры капитаном 1 ранга Муравьёвым Борисом Петровичем пришлось всё начинать с «нуля».
В течение года им были написаны все планы и лекции, подготовлены методические разработки, демонстрационные схемы и плакаты и, самое главное, созданы и гармонично внедрены в учебный процесс технические средства обучения. Об этом свидетельствуют удостоверения на рационализаторские предложения. Кабинет технических средств обучения был оборудован с помощью мичманов кафедры. Особенно большую работу выполнил мичман Наумов Валентин Александрович. В СВВМИУ ежегодно приезжали начальники других военно-морских училищ для изучения опыта. Они, как правило, осматривали лабораторную базу. Осмотр начинался с кафедры боевой подготовки, с кабинета, оборудованного техническими средствами обучения.
В марте-апреле 1977 года весь первый курс училища проходил практику на крейсере «Октябрьская Революция», который осуществил переход из Севастополя в Кронштадт. Виктор Павлович был назначен начальником походного штаба. В сентябре 1980 года с курсантами пятого курса он в качестве старшего руководителя практики участвовал в походе учебного корабля «Смольный» по маршруту «Севастополь – Свинеустье – Кронштадт». Поход возглавлял начальник ВВМУРЭ им. А.С. Попова. По результатам похода группа курсантов СВВМИУ была названа лучшей, а Виктор Павлович награждён грамотой начальника высших военно-морских учебных заведений. В январе 1981 года проходил стажировку в Гремихе в качестве командира атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения. Получил допуск на самостоятельное управление.
За время службы в СВВМИУ Виктор Павлович не имел взысканий, он был 82 раза поощрён.
В ноябре 1982 года Виктор Павлович обратился с рапортом об увольнении в запас, так как перспектив получить должность старшего преподавателя у него не было. Сидели «деды» с «мохнатыми руками» даже после 55 лет. Его просьбу удовлетворили и 10 марта 1982 года уволили в запас. Однако в июне снова призвали и назначили на должность заместителя начальника штаба соединения КЧФ, присвоили звание «капитан 1 ранга» и уволили снова в запас.
С мая 1982 года по май 1997 года Виктор Павлович работал электриком на предприятии «Эра». Заведовал всей системой охраны и противопожарной сигнализацией предприятия. За время работы оборудовал все наиболее важные помещения новейшими системами сигнализации. В трудовой книжке записано более 30 поощрений.
В 65 лет Виктор Павлович окончательно ушёл на пенсию.
Воспоминания воспитанника. Виктор Павлович в 1969 году выпустил 152 роту и набрал 112, которой командовал до осени 1971 года. В его втором наборе оказался и я, выпускник обычной средней школы. Я это особенно подчёркиваю потому, что вскоре, в первых числах ноября того же 1969 года, был назначен командиром 3-го отделения 3-его взвода (С-107 класса) 112 роты. Мне, вчерашнему выпускнику школы, неопытному в делах службы юноше приходилось командовать не только такими же пацанами, как я сам, но и ребятами, успевшими послужить в армии и на флоте не меньше года. Например, с этого дня я должен был командовать Володей Шамраевым, бывшим матросом-сигнальщиком с крейсера «Михаил Кутузов», который в училище стал для меня первым командиром отделения и который в лагерном периоде учил меня азам военной службы – строевому шагу, уставам, правилам ношения военно-морской формы и т.п. Сейчас, по прошествии 34 лет, многие тогдашние проблемы кажутся незначимыми. А в тот день моего назначения передо мной стояла серьёзная проблема: я не был готов к своей новой роли ни морально, ни по уровню подготовки. Командир роты со мной на эту тему не беседовал, поэтому назначение было для меня неожиданным.
В сложившейся ситуации мне нужен был образец опытного командира, наблюдая за действиями которого я смог бы сформулировать для себя принципы собственного поведения, управления подразделением, установления отношений с подчинёнными, которые, к тому же, являются моими товарищами по учёбе и на плечи которых через пять лет лягут точно такие же лейтенантские погоны, как и на мои. Таким образцом стал мой первый командир роты – Виктор Павлович Винограденко. Строевой офицер, имеющий большой опыт работы с людьми, всегда подтянутый, строгий и требовательный, но в тоже время человечный и справедливый. В какой бы ситуации мне не пришлось с ним столкнуться, я внимательно наблюдал за ним и учился у него. Мне нравилось, что в разговоре он всегда внимательный слушатель, это было видно по его прямому взгляду на тебя, и всегда вдумчиво отвечает. Признаком вдумчивости является едва заметный наклон головы влево. Другими его замечательными качествами как командира являются повсеместная вежливость и корректность, готовность ненавязчиво подсказать и прийти на помощь в любой ситуации, а также то, что он всегда всё про нас знал и давал это понять, то, что он понимал каждого из 124 курсантов первого курса. С ним можно было говорить на равных. Он не терпел лжи, нездорового карьеризма и подлости. Он учил нас жизни и службе, он заботился о нас.
В конце второго курса со мной случилась такая история. Согласно учебному плану корабельную практику мы проходили на дизельных подводных лодках в апреле-начале мая. Поэтому весеннюю экзаменационную сессию нам разбили на два этапа. Три экзамена мы сдали до практики, а два – после практики. Два последних экзамена мы должны были сдавать во второй половине июля, а в августе - отпуск.
Учился я всегда легко и с интересом. Поэтому оставшихся два экзамена сдал досрочно где-то 1-3 июля. Командир приветствовал и поощрял досрочную сдачу экзаменов. Так называемые «высвободившиеся» дни присоединялись к отпуску. Правда, строго действовало одно обязательное условие – экзамен должен быть сдан только на «отлично». Шла борьба за звания «Отличник учёбы», «Отличный класс», «Отличная рота». Таким образом, досрочно сдав экзамены на «отлично», я получил прибавку к отпуску в размере, ни много, ни мало, практически целого месяца.
Сдав второй, последний, экзамен с утра, я доложил командиру об успешной сдачи весенней сессии. Он мне сказал, чтобы завтра с утра я был готов уехать в отпуск, и в 8.00 прибыл к нему в каюту за отпускным билетом.
Мне сопутствовала удача. Судите сами: в 8.00 получаю отпускной, в 8.20-8.30 сажусь на катер, примерно в 9.00 я уже на железнодорожном вокзале, где-то в 10.00-11.00 отправляется питерский поезд, успеваю купить билет и … вперёд - в Ленинград. Там ждёт меня девушка. Но всё это ждёт меня завтра. А сегодня у меня свободно полдня, надо обстоятельно подготовиться. Для этого надо уволиться и поехать заблаговременно забрать из ремонта транзисторный приёмник, а, вернувшись, подготовить форму одежды. Ведь завтра будет некогда, да и отпускное время следует расходовать по назначению.
За увольнением я обратился к старшине роты. К этому времени наш старшина роты Пётр Когут с четвёртым курсом убыл на корабельную практику, и к нам прибыл новый старшина роты – курсант третьего курса. Его фамилию точно не помню, что-то похожее на Заец, Заяц или Зайцев. За увольнением я обратился к нему после обеда, когда рота подошла к входу на режим. Предварительно доложив, что сдал все экзамены на «отлично», попросил уволить в город. На мою просьбу он ответил вопросом: «Что, я должен спуститься в роту, уволить тебя, а затем подниматься на самоподготовку?» Чтобы не обременять старшину роты выполнением его прямых обязанностей, я предложил всё это сделать мне самому, нужно только дать мне ключи. Я готов спуститься в ротное помещение, взять свой увольнительный билет, записаться в книгу увольняемых, всё закрыть, а ключи принести в класс. Ключи от старшинской комнаты и других помещений роты, в том числе и от оружейной, этот старшина роты неоднократно оставлял не только заместителям командиров взводов, но и дежурным по ротам, в том числе и мне, когда я дежурил по роте. Такая процедура у нас уже стала нормой. Стало нормой, но не в этот раз. Вероятно, у этого «зайца» в данный момент преобладали какие-то чувства. Ключей он мне не дал, а спросил: «Что, так не можешь сходить?» И я, ярый противник «самоходов» и борец с ними, поддался на провокацию. Прибыл в ротное помещение, переоделся в форму № 2 и поехал в город катером. Я убедился, что в такой ситуации требовались решительность и безукоризненность выполнения требований уставов в плане формы одежды, поведения в городе и отдания воинской чести. Всё это было выполнено с высочайшей точностью, поэтому в училище вернулся благополучно, о чём и доложил старшине роты. Чтобы он не беспокоился обо мне.
По возвращении из «увольнения», постирал белую форменку, чтобы за ночь она высохла. Утром проснулся задолго до подъёма (тогда он был в 7.00), погладил форменку и брюки, уложил вещевой мешок, подготовив его, тем самым, к сдаче старшине роты в оружейную комнату, переоделся в форму № 2 и стал ждать прибытия командира. Наверное, не стоит много говорить о том, насколько я был переполнен нетерпением, предвкушая предстоящий двухмесячный отпуск. Поэтому, примерно с 7.30 я постоянно «маячил» у входа в ротное помещение, боясь пропустить приход командира. Мне даже дежурный по роте с дневальным сделали замечание, чтобы не мешал им. Наконец в 7.45 прибыл командир роты, он, естественно, увидел меня, но ничего не сказав, зашёл к себе в каюту. Для меня томительно потянулись долгие 15 минут. Ведь только в 8.00 я должен был прибыть к командиру за отпускным билетом.
Такие ощущения я испытывал в 7.45. Но они, как оказалось, длились не долго. В 7.50 ко мне подошёл дежурный по роте и сказал, что вызывает командир. Во мне проснулось беспокойство. Вызов в 7.50 – это плохой признак, я знал педантичную точность командира. Иду в каюту командира. Но дежурный сказал, что он в старшинской. В голове помутнело, в старшинской отпускные билеты не выдают. Иду в старшинскую, стучу, захожу. За столом, напротив друг друга, сидели старшина роты и командир. Старшина «набычившись», не повернув головы в мою сторону, смотрел в крышку стола. Мне стало всё ясно. Командир, напротив, повернувшись ко мне, жёстко спросил: «Товарищ Кущев, вы вчера были в городе?» - «Да, был», - отвечаю. - «Кто вас увольнял?» - спрашивает командир. Отпираться было бессмысленно, и не в моих это правилах, поэтому отвечаю: «Никто». - «То есть, вы были в самовольной отлучке?» - снова спрашивает командир. - «Так точно». - «Всё ясно, - сказал он. - Идите, переодевайтесь в рабочую форму. Что с вами делать, решу позже. После завтрака прибыть ко мне в кабинет в учебном корпусе». Сказав это, командир отвернулся от меня, давая, тем самым, понять, что разговор окончен со мной.
Из старшинской я вышел, конечно же, удручённым. Самое интересное, к старшине роты кроме презрения за его поступок, я ничего не испытывал. Во всём случившемся винил только себя. Ведь никто не заставлял меня идти в самовольную отлучку, и пистолет к виску никто не приставлял. Потеряв чувство опасности, сам принял решение и сам исполнил его. Подводник никогда не должен терять чувства опасности. А я потерял его и был наказан.
После завтрака я прибыл к командиру. Мне была поставлена задача в течение трёх суток отмыть панели и окна в четырёх классных помещениях на режиме, в которых была произведена побелка и куда мы должны были переселиться на третьем курсе.
Злости во мне было хоть отбавляй. Работал я, как сейчас помню, с остервенением. Надо было эту злость подавить. Поэтому работу выполнил за два дня. На третий день утром на завтрак с ротой я не пошёл, решил позавтракать в нижнем буфете. Сижу в курилке, жду кого-то из своих однокашников, с которым собрались вместе идти в буфет. Вдруг открывается окно рубки дежурного по факультету и в нём показывается мой командир. Смотрю, настроение у него хорошее, улыбается. Так дружелюбно, и даже ласково, спрашивает меня: «Валерий, ты всё сдал на «отлично». Неужели нельзя было обратиться к старшине роты? Он бы тебя уволил». Я ответил, что обращался, и рассказал всё, как было, ничего не утаивая и не приукрашивая. Командир резко изменился в лице. На мой рассказ он сказал лишь, что завтра после обеда я уеду в отпуск.
Прибыв после отпуска в училище, мы узнали, что у нас снова новый старшина роты.
Полагаю, что моё повествование как нельзя лучше характеризует моего командира - Виктора Павловича Винограденко. В этом эпизоде раскрылись его принципы работы с людьми. Здесь мы видим и умение найти побудительные мотивы с целью повысить результативность учебной деятельности курсантов роты, и его внимание к нам, тогда второкурсникам, и высокую требовательность и твёрдость, понимание нас и справедливость по отношению к нам. В тоже время, мы видим его жёсткость и полную нетерпимость к подлости, в каком бы виде она не проявилась.
Надо заметить, что за свою самоволку я наказания не понёс. Командир меня даже не пожурил. А три «потерянных» дня к дополнительному отпуску - это хороший урок для меня, и не больше.
Командир очень хорошо понимал нас. Где, когда и в какой роте подавалась команда: «По компаниям, становись!»? У нас она подавалась, перед праздниками, особенно на первом курсе. Рота из 124 курсантов, за исключением дежурной службы, предварительно разбивалась на компании. Да, да, на те самые компании, которыми мы будем отмечать праздник. Перед этим требовалось не только обязательно присутствовать на ужине, но и обязательно поужинать. Это контролировалось и, кроме того, убедительно разъяснялось, почему так следует поступать. Здесь чётко действовал известный командирский принцип: не умеешь предотвратить безобразие, возглавь его. И наш командир нашёл достаточно разумный способ неформального управления таким процессом.
Конечно, в курсантские годы не все из нас и далеко не всё понимали. Но уважение к первому командиру было высочайшее. Посудите и сравните сами. В 1969 году на первый факультет было набрано две роты, каждая четырёхклассного состава примерно равной численности. К третьему курсу в первой роте осталось только три класса, а во второй, нашей роте – те же четыре. Статистика неумолима.
Закончив училище и прибыв на 1 флпл, я получил назначение на 379 экипаж 11 дипл. Экипаж проводил межпоходовый ремонт пл «К-429», будущей «русалки», а тогда подводной лодки, только что прибывшей с боевой службы, где она экспериментально пробыла 90 суток (для справки: проектная автономность этих лодок 60 суток, в то время нормой было 75). По прибытии на пульт управления ГЭУ первым вопросом, конечно, был вопрос о том, какое училище я закончил, а вторым – кто командир роты. Когда я назвал Виктора Павловича Винограденко, восторгам не было предела. Оказывается, на экипаже служило три офицера (Виктор Архипович Бадло, Валерий Евгеньевич Великжанин и Александр Борисович Маркман) из его выпуска 1969 года. Теперь нас стало четверо. Мы дружно прослужили этим коллективом немногим менее шести лет.
Эти офицеры были ядром коллектива экипажа в полном смысле этого слова. Кто мог организовывать экипаж на игру в футбол в любое время года, при любой погоде (в дождь, в снег) и в любых условиях (на стадионе, стенке, пирсе и, даже, в отсеке подводной лодки), сходить в спортзал или в бассейн в крайне редкие минуты отдыха на берегу? Конечно же, только В.А. Бадло! Все, и матросы, и мичманы, и офицеры, шли за ним. Ему командир корабля не раз поручал организовать для офицеров экипажа «РБН» в Северодвинске или, например, «Столбы» в Обнинске.
Кто чаще всех оставался за замполита, не переставая оставаться истовым инженером-механиком, умудряться получать для экипажа квартиры, чего не делал штатный замполит? Только А.Б. Маркман! Ему же поручались любые самые сложные поручения. Например, когда в 1972 году на одной из лодок нашей дивизии «полетела» муфта МЗС-75, экипаж не смог устранить неполадку и корабль не мог самостоятельно прибыть в базу, то на борт подводной лодки вертолётом был доставлен А.Б. Маркман с группой турбинистов. Муфта в течение трёх суток была исправлена, и корабль самостоятельно прибыл в базу. За этот поступок А.Б. Маркману досрочно было присвоено очередное воинское звание «капитан-лейтенант», правда, он его получил на год позже установленного «Положением о прохождении офицерским составом» срока. Этот же А.Б. Маркман 25 лет назад в 1983 году организовал выход личного состава из затонувшей пл «К-429». За грамотные действия он был отмечен в приказе МО СССР и … исключён из членов КПСС.
Кто обладал энциклопедическими знаниями по всем служебным и любым другим вопросам? Кто мог круглосуточно в течение месяца не выходить из ПУ ГЭУ в процессе приёма корабля из среднего ремонта? Только В.Е. Великжанин!
В воспитании этих ребятах чувствуется школа В.П. Винограденко. Поэтому они его часто вспоминали и вспоминают. А мне, выходит, дважды повезло: и с командиром в училище, и с наставниками на флоте.
Прошло 34 года как мы, курсанты второго набора роты В.П. Винограденко, закончили училище. Но мы не забыли нашего первого командира и регулярно встречаемся с ним. Он, как и прежде, остался для нас наставником. Он наш товарищ и друг. От имени моих однокашников говорю ему: «Сердечное спасибо за офицерскую школу и низкий Вам поклон, наш командир».
P.S. Я искренне признателен и благодарен моему Виктору Павловичу Винограденко за предоставленные воспоминания и фотографии.
05.07.2008 г.

Командир роты Витрук Александр Николаевич к2р

Командир роты Войнов

Командир роты Володин Геннадий Иванович к1р в отставке

- в 1966 г. закончил СШ в г. Туапсе Краснодарского края РФ
- 1966 - 1971 г. - курсант СВВМИУ
- 1971 - 1984 г. - КГДУ и КДД БЧ-5 на АПЛ в 33ДиПл КСФ (п. Западная Лица)
- 1984 - 1989 г. - начальник курса СВВМИУ
- 1989 - 1993 г. - нач. учебной лаборатории СВВМИУ
- 1993 - 1997 г. - зам. начальника ф-та ЧВВМУ им. П.С. Нахимова
- 1997 - 1998 г. - ст. научный сотрудник и нач. отдела НИИ (г. Балаклава)
- После ДМБ (ноябрь 1998 г.) работал в различных учреждениях и фирмах.
- Скончался 24 декабря 2005 года. Похоронен на Городском кладбище (5-й км) города Севастополя


Командир роты Высоцкий Леонид Николаевич
http://forum.svvmiu.ru/album_page.php?pic_id=20028

Командир роты Геворков Андрей Аветович

Командир роты Герда Владимир Михайлович к3р

Командир роты Гнусарев Олег Викторович

Командир роты Голиков М В к3р (1959 год)

Командир роты Григоренко

Командир роты Гриднев Олег Ренатович
Олег Ренатович выпускник СВВМИУ 1980г. 2 факультет (рота Е.Н.Порожникова). Службу проходил в Гаджиево. Командиром 451 роты Химического факультета был назначен в апреле 1992 года. Летом 1992 года принял 411 роту, но командовал только до 1993 года. В 1993 году был переведен для дальнейшего прохождения службы в ОК СВВМИУ начальником отделения кадров переменного состава. В 1994 году уволился в запас. Ни одного курсанта не отчислил.

Командир роты Грицака Александр к2р

Командир роты Громовенко Юрий Кириллович
http://forum.svvmiu.ru/album_page.php?pic_id=4366

Командир роты Гуз Борис Григорьевич
http://forum.svvmiu.ru/album_page.php?pic_id=7977
Из воспоминаний Иван Чирских:
Борис Григорьевич Гуз выпускал нашу 151 роту в 1976 году. "Взял" нас уже, так сказать, опытных в отношениях с другими командирами рот (до этого ротой командовали Б.Васильев и О.Рудницкий). Рота была, мягко говоря, весёлой в прямом и переносном смысле. Мне особенно памятны два случая. Первый: стою как-то раз дежурным по роте. Утром, после совещания у начфака, прибегает чем-то очень расстроенный Борис Григорьевич, запирается в своей каюте и тишина... (обычно же, при хорошем раскладе, он приходил и тихонько играл несколько минут на баяне). Через некоторое время зовёт меня к себе и, так с тихой злостью, спрашивает: Вот скажи мне, какая п...да заложила меня начфаку, что командир роты играет на баяне, а дневальный пляшет?!
Второй:первая наша курсантская свадьба в марте 1974г. закончилась крупнейшим в истории училища залётом в комендатуру доброй трети класса. Борис Григорьевич также был на этом гулянии. Поутру наблюдаем картину: командир роты взъерошенный, как и другие участники свадебного шоу испытывающий похмельный синдром, бегает по "центральной палубе" и кричит: всё пропало, я старший лейтенант!


Борис Григорьевич, выпустил роту в 1976 году, и набрал роту в 1976, которую вел до 1980г. Выпускник (золотой медалист) ЧВВМУ им. П.С.Нахимова. До училища службу проходил на ЧФ. В 1980 году преподаватель кафедры морской практики. Закончил службу капитаном 1 ранга, жив и здоров живет в Голландии в Севастополе.
"...возможно Вы вспомнили капитана 2 ранга Гуз Бориса Григорьевича, так это мой командир роты. А в 1980 году он действительно ушел преподавателем на кафедру морской практики, выдающаяся личность. В бытность командиром роты, любил играть с курсантами в шахматы на "Козью морду". Прикол заключался в том, что проигравший выходил из ленинской комнаты в кубрик и громко кричал: "Я, козья морда!". Скажу мягко - выигрывал он не всегда...
Командиром роты был требовательным, благодаря этому многие закончили училище не наделав глупостей. Его девиз: "Требуешь невозможного-получаешь максимум". Из всех его крайностей мне не нравилось требование, стричься "Под балбеса". Этому я успешно сопротивлялся, хотя было чревато последствиями. В целом положительный Герой."

"Справедливости ради и для тех кто не знает Гуза Б.Г.(для целостности образа) хочу подчеркнуть маленькую деталь. Борис Григорьевич закончил ЧВВМУ им. П.С.Нахимова с "Золотой медалью". Заработал ее своим трудом и усидчивостью, за что имел в курсантские годы кличку "Чугунная ж...", он этим гордился и не делал из этого тайны. Может не все удалось в карьерном плане, ведь он максималист и наверняка хотел добиться большего, но, в любом случае, только сильные личности могут позволить себе шутить над самим собой."

"... я не говорю, что он добился мало, по крайней мере в наших глазах, даже с учетом того, что он уволился капитаном 2 ранга. Не спорю - это высокое звание. Хотя, уйдя на кафедру, мог дослужиться, как ты говоришь, и до "полковника", как это сделал Зенов В.М. и реализовал себя на все 100.
Это нас - механиков "программировали" на то, что механик на ПЛ и капитан 2 ранга - это потолок. А я исходил из того, что он закончил командное училище и наверняка мечтал командовать не ротой в училище, а он тогда командовал именно ротой. Отсюда видимо и самоирония. Истинные причины знает только он.... может как нибудь удастся при встрече послушать первоисточник."


Командир роты Данцюк

Командир роты Демин Иван Петрович клт
_________________
С уважением Иванов Александр
1982 г 354 кл


Последний раз редактировалось: Иванов Александр (Пт, 29 Апр 2011, 21:11), всего редактировалось 19 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора Skype Name
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> СВВМИУ - Творческая мастерская Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Сохранить тему
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB