Список форумов СВВМИУ.ru СВВМИУ.ru
Всем выпускникам СВВМИУ (Голландия) и основателю сайта А. Другову посвящается
 
 ФотоальбомФотоальбом   Вопросы и ОтветыВопросы и Ответы   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   ЧатЧат   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Военно-Морской Флаг СССР

что за лодки стояли близ Гаджиево?
На страницу Пред.  1, 2
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> ВМФ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Александр Скиба

ГКС

Возраст: 70
Зарегистрирован: 13.03.2009
Сообщения: 5464
Откуда: Новороссийск
Группы: 
[ 1975г. 151 рота ]
[ 1976г. 251 рота ]
[ Клуб Горизонт ]



СообщениеДобавлено: Вт, 04 Май 2010, 9:11    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Точно. Сань, может это уже не по теме БЗЖ, но больно снимки интересны. Выложи что у тебя еще есть.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Александр Ляпин

ГКС

Возраст: 69
Зарегистрирован: 30.03.2007
Сообщения: 1841
Откуда: 47,3 км от ГШ ВМФ
Группы: 
[ 1976г. 251 рота ]



СообщениеДобавлено: Вт, 04 Май 2010, 13:28    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Вот из воспоминаний оставшихся в живых командиров Б-37 и С-350
(Материал с сайта историко-краеведческого музея г. Полярный):

Взрыв в гавани. Воспоминания очевидцев о взрыве торпед на ПЛ "Б-37" 11 января 1962 года.



11 января 1962 года, т.е. ровно 40 лет назад, в г. Полярном произошла катастрофа, которая навсегда войдет в историю города как одна из самых больших трагедий, случив-шихся на нашей базе подводных лодок. Мы, избегая своих умозаключений, покажем не-сколько точек зрения, основанных на воспоминаниях участников этих событий, команди-ров пострадавших подводных лодок "Б-37" и "С-350".

Капитан 1 ранга в отставке О.К. Абрамов: "Это было в понедельник. Я, как и ос-тальные командиры шел на доклад к командиру бригады… Во время перехода я вначале увидел вспышку очень яркого света, осветившего все вокруг и потом прогремел очень сильный взрыв. Бросился к своей подводной лодке (ПЛ "С-350" проекта 633), которой то-гда командовал, взрыв был в ее районе.

После взрыва наступила кромешная тьма. На бегу чуть не столкнулся с группой офицеров (двое вели третьего), в среднем я узнал командира ПЛ "Б-37" капитана 2 ранга А. Бегебу. Он меня не узнал, чему я очень удивился, но не придал значения и побежал дальше. О том, что его взрывом выбросило на причал, я узнал только через несколько дней.

Подбежав к месту стоянки своей лодки, я обнаружил, что она отброшена далеко от причала и стоит, задрав корму, с дифферентом на нос (в это время на лодках включили прожектора, и место взрыва было достаточно хорошо освещено).

Прикидывая, как мне попасть на свою подводную лодку я заметил своего радиста, который появился на ограждении рубки и приказал прыгнуть ему в воду и плыть ко мне, что он быстро выполнил и мы его вытащили с помощью веревок. Уже собираясь бежать на катерный причал, чтобы попасть на лодку, я услышал чей-то крик и увидел, как кто-то быстро плывет к причалу. Вытащили его, оказался тоже моим матросом, он предстал пе-ред нами совершенно голым, но в сапогах. Он не смог объяснить, каким образом оказался совершенно голым. В дальнейшем оказалось, что ни один человек из моей команды взры-ва не слышал…

Этот феномен врачи объяснили тем, что у человека есть порог слышимости, за пределами которого срабатывает защита, и информация мозгом не фиксируется…

Пока я вытаскивал матросов, на ПЛ "Б-37" из лепестка шахты РПД довольно часто появлялись всполохи огня, сопровождающиеся угрожающим шумом…

Перебравшись на подводную лодку, открыл лючок аварийного буя (открывал од-новременно два барашка, потом третий; на следственном эксперименте над Бегебой, я без удлинителя вручную не смог открыть даже один барашек двумя руками - еще один пара-докс!), открыв лючок, взял телефон и связался с седьмым отсеком. Мне довольно быстро ответил командир отсека. Попросил доложить обстановку по каждому отсеку. Получил доклад: личный состав в пяти отсеках жив, с первым и вторым отсеками связи нет, имеет-ся незначительное поступление воды в центральном посту и небольшой запах хлора… Я приказал приготовиться и покинуть корабль.

Решение это мне далось не легко, но я не мотивировал его следующими причина-ми:
- Первая: из шахты РПД ПЛ "Б-37" все чаще появлялись форсы огня, увеличиваю-щиеся в размерах и сопровождаемые все более угрожающим грохотом ( к тому времени я уже понял, что взрыв был на ПЛ "Б-37" и что там продолжали пожар);
- Вторая: распространение хлора (из-за попадания морской воды в аккумуляторную яму) может погубить всё живое и средств защиты на лодке от этого нет, а также не ис-ключено, что взрыв на соседней ПЛ может повториться…

Первым вышел матрос Башмаков. Я поразился видом его ушей. Они были огром-ными и росли в объеме прямо на глазах (уже потом при разборе он объяснил, что взрыва не слышал, но его вдруг начало резко раскачивать, а поскольку он в это время был между кормовыми торпедными аппаратами - его било головой о корпус аппаратов и вот резуль-тат…) …

Катер отвез личный состав на причал. Я остался на борту подводной лодки.

Находясь на борту, я наблюдал за спасением личного состава ПЛ "Б-37". Его тоже пытались спасти через седьмой отсек, но спасти никого не удалось. Дело в том, что после взрыва личный состав пытался спастись в кормовых отсеках и преследуемый огнем и во-дой настолько плотно сбился в седьмом отсеке, что никого вытащить, даже с посторонней помощью, не удалось. Если мне не изменит память - погибло 78 человек…

Оказалось, что в числе пропавших без вести 7 человек из моей команды и 4 только прибывших курсанта.

Причина гибели моих людей оказалось простой. После взрыва на ПЛ "Б-37" два отсека моей ПЛ отошли от корпуса и ушли под воду (около двух погонных метров легкого корпуса продолжали связывать отсеки с остальным корпусом - оттуда и дифферент на нос), во втором отсеке люди захлебнулись в воде ( все четыре курсанта были обнаружены в проходе. Они даже не успели снять швартовных рукавиц"

Капитан 1 р. А.С. Бегеба: "В 8.00 на ПЛ - подъем флага. В 8.10 - команда "По мес-там стоять" (почти весь личный состав спустился в лодку) В 8.18 послышался хлопок, по-сле которого по внешней и внутренней вентиляции пошел черный дым. В 8.22 был взрыв одной торпеды и детонации одиннадцати.

В это время я был на корме лодки. Взрывом меня защемило и сбросило в воду…

Во время взрыва в шестом отсеке под настилом сидели на линии вала 2 человека. После взрыва они вышли через люк седьмого отсека. Живыми остались и те, кто стоял на мостике: рулевые, сигнальщики. Эти два человека из шестого отсека слышали хлопок, по-хожий на тот, который происходит при открытии задней крышки торпедного аппарата…

Я считаю, что у одной из старых торпедах (По сведениям А.Бегебы все боевые тор-педы в это время увозились на Кубу, на его же "ПЛ -37" были погружены учебные торпе-ды, которые не проходили проверки уже 8 лет - О.В.) на стеллажах под давлением вы-шибло донышко. Воздух стал выбиваться сильной струей. В первом отсеке хранились па-троны регенерации, смазанные амисом. Струя воздуха повредила поверхность патрона регенерации, в него попала смазка, а патроны регенерации горят очень интенсивно. Начался пожар, который длился 8 минут и привел к взрыву торпед". Погибшие 11 сентября были похоронены на городском кладбище. Вскоре на могиле был установлен памятник, который и сегодня напоминает о той страшной трагедии, которая произошла в Екатерининской гавани 40 лет назад.

Составил главный хранитель Вербин О.Г.
http://museum-polar.narod.ru/fr_tragedia62.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> ВМФ Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Сохранить тему
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB