|
СВВМИУ.ru Всем выпускникам СВВМИУ (Голландия) и основателю сайта А. Другову посвящается
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Александр Рази
Зарегистрирован: 15.09.2010 Сообщения: 1000 Откуда: Санкт - Петербург Группы: Нет
|
Добавлено: Сб, 07 Апр 2012, 9:15 Заголовок сообщения: ПЛ в территориальных водах других государств |
|
|
Первая американская атомная подводная лодка "Наутилус" стала и первым "атомоходом", зашедшим в территориальные воды СССР. Вот как это описывает Жорж Блон в своей книге "Великие тайны океанов - полярные моря":
"В 1958 году командира "Наутилуса" капитана 1 ранга Андерсона вызвали в Белый дом, где он доложил о возможностях корабля. В конце доклада он предложил совершить плавание подо льдами из Тихого океана в Атлантический через полюс. После консультаций президент разрешил проведение операции.
Во второй половине дня 8 июня, в воскресенье, пришел приказ к отплытию. "Наутилус" вышел из Сиэтла в море и в 21.00 погрузился.
В полночь 12 июня подводная лодка вошла в Берингов пролив. Проход очень узок, неглубок, загроможден льдами, но дно его выглядит плоским и покрыто большим количеством ила. Ил образуется при таянии дрейфующих льдов, несущих много земли. Ночью 14 июня эхоприемники регистрируют появление первой льдины. Расстояние между надстройкой лодки и нижней частью льдины не превышает 9 метров. Пространство для маневра очень мало, а пролив надо пройти под водой. Во второй половине дня 17 июня в перископ видны одновременно берега Сибири и Аляски. После Берингова пролива подводная лодка оказывается в неглубоком Чукотском море. До впадины Северного Ледовитого океана еще 400 миль. На широте 68 градусов 20 минут горизонт перекрывает гигантская стена льда - полярная шапка льдов. "Наутилус" уходит под лед и берет курс прямо на север.
Подводная часть айсбергов уходит очень глубоко. Их основание находится всего в 12 метрах от надстройки лодки; под лодкой всего 13 метров воды до дна. Скорость снижают до десяти узлов.
Во вторник, 17 июня, в 23.00, рубку от нижней поверхности льда отделяет всего 2 метра, под килем - 7 метров. Через час надо буквально ползти по дну, чтобы пройти в полутора метрах от нижней кромки новой ледяной горы. Положение становится критическим. С сожалением Андерсон принимает неизбежное решение:
- операция "Саншайн" откладывается. Курс на юг.
"Наутилус" разворачивается и берет курс к Беринговому проливу.
В среду, 18 июня Андерсон всплывает на перископную глубину и посылает в Пентагон шифрованную радиограмму о своей неудаче. Операция "Саншайн" так засекречена, что "Наутилус", желая избежать любопытства журналистов, под водой проделывает путь до Перл-Харбора, где и всплывает. Все на Гавайях, в том числе и официальные лица, считают, что первая атомная подводная лодка совершила плавание в экваториальной зоне. Украшенный десятиметровой гирляндой цветов "Наутилус" входит в порт. Экипаж знает, что должен молчать о своих рискованных приключениях в территориальных водах России." |
|
Вернуться к началу |
|
|
Павел В
Группы: Нет
|
Добавлено: Вс, 08 Апр 2012, 12:26 Заголовок сообщения: |
|
|
http://alerozin.narod.ru/U137.htm
Действия Балтийского флота по оказанию помощи севшей на мель в шведских водах ПЛ «С-363» (У-137) осенью 1981г.
27 октября 1981г. советская дизельная подводная лодка «С-363» села на камни прибрежной отмели у острова Турумшер, в близи шведской ВМБ Карскруна. Безответственное отношение к своим обязанностям, приведшее к навигационной аварии нанесло чувствительный удар по международному имиджу Советского Союза. Дело в том, что правительство Швеции обвиняло Балтийский флот в том, что его подводные лодки ведут разведку в шведских территориальных водах, но в течение нескольких десятков лет не могло этого доказать. Теперь факт был налицо. Подводная лодка сидела на камнях в территориальных водах Швеции......... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Сергей Опанасенко
Группы: Нет
|
Добавлено: Вс, 08 Апр 2012, 12:52 Заголовок сообщения: |
|
|
Последний раз редактировалось: Сергей Опанасенко (Вс, 28 Июн 2015, 13:04), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Александр Рази
Зарегистрирован: 15.09.2010 Сообщения: 1000 Откуда: Санкт - Петербург Группы: Нет
|
Добавлено: Вс, 08 Апр 2012, 14:30 Заголовок сообщения: |
|
|
В период этого флотского конфуза был с экипажем на обучении в Палдиски. Лодка также базировалась в Палдиски. Наши "умельцы" настроили привезенные переносные телевизоры на просмотр западных каналов. Так что была возможность лицезреть нашу лодку на входе в шведскую военно-морскую базу. Помню, поразила оперативность их торгового бизнеса. Вовсю рекламировали футболки, с изображением нашей ПЛ, а на обороте портрет командира. Даже запомнил фамилию - Гущин, которая красовалась на футболке.
Интересно рассказывали по результатам разбора полетов про "западные провокации". Был все-таки 1981 год. Лодка просидела на камнях больше двух недель. Естественно встал вопрос, что делать с отходами жизнедеятельности экипажа. Пока могли - мусор складировали во всех свободных местах внутри корпуса. Но жизнь "прижала", пришлось согласиться на шведскую помощь. Шведы придумали хитрый "бартер": на борт подавали не пустые мусорные мешки, а заполненные порнографической литературой. Вначале высыпали в каюте замполита, потом офицеров, ну а потом уже и по всей лодке. По прибытию в Палдиски была организована "зачистка", но "утечка" литературы всё же была. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Тимофеев Владимир
Возраст: 75 Зарегистрирован: 20.02.2008 Сообщения: 1478 Откуда: Обнинск Группы:
|
Добавлено: Пн, 09 Апр 2012, 8:31 Заголовок сообщения: |
|
|
И злые языки окрестили её "шведским комсомольцем" _________________ Будь здрав бояре. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Александр Рази
Зарегистрирован: 15.09.2010 Сообщения: 1000 Откуда: Санкт - Петербург Группы: Нет
|
Добавлено: Пн, 09 Апр 2012, 13:58 Заголовок сообщения: |
|
|
С учетом малых глубин Балтийского моря, осталось загадкой, что лодка подходила к шведской военно-морской базе по секретному фарватеру. Можно списать только на "комсомольский" фарт. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Александр Рази
Зарегистрирован: 15.09.2010 Сообщения: 1000 Откуда: Санкт - Петербург Группы: Нет
|
Добавлено: Ср, 11 Июл 2012, 21:03 Заголовок сообщения: |
|
|
Американская дизельная подводная лодка "Грейбэк" ("Серая спина") была ракетной лодкой из отряда носителей самолетов-снарядов "Регулус". После перехода США на систему "Поларис" дпл "Грейбэк" была передана разведке ВМС. В историю вошла благодаря своим действиям в территориальных водах СССР.
В 1976 году Япония передала США разведданные о том, что в южной части Охотского моря потерпел катастрофу советский стратегический бомбардировщик. Итогом аналитической работы американской разведки стал вывод, что советская сторона не нашла бомбардировщик.
Из книги Байкова Е. "Тайны подводного шпионажа".
"Руководство РУМО не могло не воспользоваться представившейся благоприятной возможностью. Вот тут и настал звездный час «Грэйбек». К этому времени «Хэлибат» была уже выведена из состава флота, а ее преемница — атомная лодка «Сивулф» только готовилась к своему первому разведывательному походу в Охотское море, планировавшемуся во второй половине года. «Грейбэк» в отсутствие указанных лодок более других подходила для этих целей. Ее модернизация была проведена в интересах обеспечения проведения морских десантных операций и решения различного рода разведывательно-диверсионных задач. Теперь во вместительных носовых ангарах самолетов-снарядов «Регулус» размещалось специальное оборудование и снаряжение боевых пловцов. Все это весьма подходило для поиска под водой такой цели, как затонувший самолет.
Выбор на «Грейбэк» выпал также и потому, что ее экипаж уже отличился при добывании образцов советского морского оружия… Имеются некоторые данные, что именно эта лодка могла быть причастна к похищению в 1967 году двух новейших морских мин из района южнее острова Русский в заливе Петра Великого. Эти мины проходили испытания и специально были выставлены для показа в период инспектирования Тихоокеанского флота Главной инспекцией Министерства обороны. История невероятная, чтобы быть похожей на правду. Но мы часто были свидетелями, когда по прошествии ряда лет невероятное превращалось в очевидное…
Получив приказ, подводная лодка «Грейбэк» под командованием кэптена Фила Бикона успешно выполнила поставленную задачу и с помощью своей аппаратуры обнаружила место катастрофы советского самолета, но не в том районе, где это ранее предполагалось, а к юго-востоку от острова Сахалин, и к тому же в советских территориальных водах. Это значительно осложняло задачу, но, тем не менее, необходимо было обследовать обломки бомбардировщика на предмет нахождения на его борту ядерного оружия. Боевые пловцы с американской подводной лодки, используя подводные буксировщики и спецаппаратуру, тщательно осмотрели место падения и обломки самолета. Итогом их поиска стало обнаружение на морском дне, на глубине около 40 метров, двух советских ядерных авиабомб.
Как говорится, слов из песни не выкинешь: «Кто-то теряет, а кто-то находит…». Американцы нашли бомбы, имея в своем распоряжении специальные силы и средства. Не зря доктор Крэйвен еще в середине 60-х годов был озабочен созданием специальной техники для распространения действий американских ВМС на дно океанов и морей!
Сенсационные результаты похода «Грейбэк» были доложены руководству военно-морской разведки, РУМО, а также сообщены в Совет национальной безопасности, ЦРУ и госдепартамент. На самом высоком уровне было принято решение о необходимости доставить обнаруженные советские ядерные бомбы в США для последующего изучения. Для его реализации в РУМО был разработан план операции под условным наименованием «Голубое солнце» («Блю сан»). При этом в нем главная роль отводилась снова подводной лодке «Грейбэк».
Для участия в операции были отобраны 10 лучших боевых пловцов под командованием капитана Майкла Гранта. В их распоряжение были предоставлены более мощные, специально сконструированные подводные буксировщики с гидравлическими подъемными устройствами. Кроме того, учитывая результаты замеров радиоактивности в первом походе, водолазы поверх резиновых костюмов надевали свинцовые «майки» и «трусы».
Авиабомбы были достаточно быстро обнаружены подводными пловцами, так как в первом походе их местонахождение было достаточно точно зафиксировано относительно основных обломков самолета. Далее их доставили на борт подводной лодки, и затем в ее ракетных ангарах они были перевезены в США.
Таким образом, «кража без взлома» была осуществлена успешно. За ее проведение из 73 членов экипажа подводной лодки «Грейбэк» 67 были награждены орденами и медалями. Случай сам по себе уникальный в американской военной истории. Правда, трое боевых пловцов во главе с их командиром М. Грантом потом в течение полугода лечились от лучевой болезни, которую они заработали за свою самоотверженность. Но что стоят три человеческие жизни по сравнению с «интересами национальной безопасности» Великой Америки!
Эта история имеет много схожего со спецоперацией у Паломареса. Только если о действиях у берегов Испании знал весь мир, то операция «Голубое солнце» в советских территориальных водах была проведена тайно! И одна подводная лодка, теперь уж точно, заменила все оперативное соединение адмирала Гэста. «Грейбэк» и нашла, и подняла, и перевезла в США советские ядерные бомбы!" |
|
Вернуться к началу |
|
|
Александр Рази
Зарегистрирован: 15.09.2010 Сообщения: 1000 Откуда: Санкт - Петербург Группы: Нет
|
Добавлено: Пт, 13 Июл 2012, 15:37 Заголовок сообщения: |
|
|
Атомная подводная лодка "Хэлибат" в территориальных водах СССР.
Джеймс Брэдли, начальник отдела подводных операций разведывательного управления ВМС США, предложил прослушивать советские подводные кабели линии связи в Охотском море с использованием пла "Хэлибат". Риск - международный скандал, так как операцию предполагалось проводить с заходом в трехмильную зону территориальных вод СССР. Генри Киссинджер, помощник президента по национальной безопасности, ввел правило: докладчику отводилось не более 5 минут, в особо важных случаях - не более 20 минут. Киссинждер выслушивал доклад Брэдли в течение 45 минут, своеобразный рекорд. В результате Киссинджер убедил Никсона дать согласие на проведение операции.
Была проблема - как найти в Охотском море (площадь более 611 000 квадратных миль) кабель толщиной около 13 сантиметров? Брэдли нашел оригинальное решение - искать на побережье моря предупреждающие знаки о наличии кабеля в земле.
Из книги Байкова Е. "Тайны подводного шпионажа".
"В конце лета 1971 года на подводной лодке «Хэлибат» применительно к ее новой миссии завершались ремонтные работы и переоборудование. В дополнение к имеющейся у нее многочисленной специальной аппаратуре на корпусе лодки был установлен глубоководный спасательный аппарат DSRV. Однако этот аппарат предусматривалось использовать не в соответствии с его основным предназначением, а для обеспечения работы водолазов на больших глубинах в качестве декомпрессионной и шлюзовой камеры.
В октябре «Хэлибат» вышла из пункта базирования Маре Айленд и направилась в Охотское море. Переход осуществлялся севернее Алеутских островов через Берингово море, чтобы избежать ненужных контактов с советскими кораблями. Любая атомная подводная лодка преодолела бы этот путь менее чем за две недели, но «Хэлибат» затратила на него более месяца. Ее бортовой реактор 50-х годов не позволял развивать скорость более 13 узлов, а устройство, находящееся на верхней палубе, еще более тормозило ее движение и снижало скорость до 10 узлов.
Попасть непосредственно в Охотское море также было весьма непростой задачей. Подводная лодка несколько часов маневрировала прибрежным фарватером между самым северным островом Курильской гряды и южной оконечностью Камчатки. Но подводники были вознаграждены за длительные мучения открывшимся им в перископ прекрасным видом действующего вулкана на побережье полуострова.
Теперь можно было приступить к выполнению своей главной задачи, ради которой они прибыли сюда, — поиску подводного кабеля. Между тем необходимо заметить, что об основной цели визита в Охотское море знала весьма ограниченная часть экипажа: командир лодки коммандер Мак-Ниш, некоторые офицеры, водолазы и представители «команды специальных проектов» (иначе говоря, «обитатели пещеры»), отвечавшие за разведывательное и техническое обеспечение операции.
Подводная лодка постоянно находилась на перископной глубине, визуально обследуя побережье полуострова в поисках специальных навигационных указателей. Кроме того, каждые три часа она вынуждена была отворачивать на обратный курс: необходимо было убедиться что нет слежения за ней со стороны советской противолодочной подводной лодки. Так продолжалось более недели, пока в северной части Охотского моря на одном из участков побережья наконец-то не был обнаружен знак, предупреждающий о необходимости соблюдения осторожности в связи с нахождением здесь кабеля.
После этого можно было переходить к подводной части операции. С подводной лодки было выпущено дистанционно управляемое устройство, оснащенное телевизионной камерой и прожектором. Операторы, находясь на борту лодки, на экранах мониторов могли наблюдать за подводной обстановкой, фиксируемой телекамерой. Но вот на экране появились какие-то странные отметки в виде темных холмиков на морском дне, повторяющихся с определенной периодичностью. Видимость под водой была не очень хорошей, поэтому однозначно классифицировать полученные изображения не представлялось возможным. Только после специальной обработки полученной кинопленки в лаборатории на борту, анализа сделанных цветных снимков штатный фотограф и представитель «команды специальных проектов» пришли к заключению, что обнаружен подводный кабель.
Командир «Хэлибат» проверил место подводной лодки: не находятся ли они в запретной трехмильной зоне у побережья. Лодка сместилась еще далее на запад, и на удалении около 40 миль от берега было найдено подходящее место для постановки «Хэлибат» на подводные якоря прямо над проходящим по дну кабелем. На дно была спущена декомпрессионная камера с водолазами на борту.
Водолазы закрепили на кабеле специальное регистрирующее устройство, длиной около трех футов. Записывающая аппаратура этого устройства могла фиксировать сообщения и сигналы, передававшиеся по различным каналам в течение нескольких суток. Такой срок его работы обеспечивала имеющаяся в нем литиевая батарея. После того как подсоединение подслушивающего устройства к кабелю было закончено, специалисты радиоэлектронной разведки на борту лодки смогли лично прослушать передающуюся информацию и убедиться, что аппаратура работает.
Итак, основная часть операции была проведена успешно. Причем все прошло так быстро и гладко, что подавляющая часть экипажа была твердо убеждена в случайности обнаружения подводного кабеля русских. Ведь официальной легендой для них был поход подводной лодки на поиск затонувшей при испытаниях новой советской противокорабельной ракеты. Такая задача также ставилась перед «Хэлибат», но она не была основной. С помощью бортового гидролокатора и подводной телевизионной камеры место падения ракеты вскоре было обнаружено, а ее обломками водолазы заполнили гондолу, специально для этого прикрепленную к корпусу лодки. После этого «Хэлибат» направилась к берегам США в свой пункт базирования. Через три месяца она пришвартовалась к родному причалу в Маре Айленд.
По прибытии полученные записи были переданы на расшифровку в Агентство национальной безопасности, а поднятые со дна обломки советской ракеты направлены в секретную лабораторию министерства энергетики. Позднее из Агентства национальной безопасности был получен ответ, что в представленных записях действительно содержалась весьма ценная развединформация: переговоры между командованием базы стратегических подводных лодок и руководством советского ВМФ. Причем значительная часть информации была не закодирована либо ее расшифровка не представляла особой сложности". |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Сохранить тему Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|