Список форумов СВВМИУ.ru СВВМИУ.ru
Всем выпускникам СВВМИУ (Голландия) и основателю сайта А. Другову посвящается
 
 ФотоальбомФотоальбом   Вопросы и ОтветыВопросы и Ответы   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   ЧатЧат   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Военно-Морской Флаг СССР

Авария на К-431 , АПЛ 675 пр. (10.08. 1985 года,б. Чажма)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> Аварии и катастрофы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
ВаСилыч






Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Пт, 18 Май 2018, 21:07    Заголовок сообщения:  Авария на К-431 , АПЛ 675 пр. (10.08. 1985 года,б. Чажма) Ответить с цитатой

Shocked

Последний раз редактировалось: ВаСилыч (Пн, 26 Ноя 2018, 2:16), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Иван Лукашенко

ГКС

Возраст: 74
Зарегистрирован: 27.07.2009
Сообщения: 74727
Откуда: Краснодар
Группы: 
[ 1972г. 152 рота ]



Главный модератор

СообщениеДобавлено: Сб, 19 Май 2018, 3:29    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Принимал участие в ликвидации последствий этой аварии , выпускник 151 роты 1975 года Валерий Сторчак. По этой ссылке описано достаточно подробно:
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/articl/431.htm

О самом Сторчаке говорили здесь: http://forum.svvmiu.ru/viewtopic.php?t=2145
_________________
Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype Name
ВаСилыч






Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Сб, 19 Май 2018, 8:30    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Shocked
Вернуться к началу
Лачин Геннадий Иванович

старшина 2 статьи


Зарегистрирован: 03.09.2010
Сообщения: 281

Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Сб, 27 Апр 2019, 18:32    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Вот нашел. https://klops.ru/articles/2019-04-26/192507-ih-dazhe-na-kladbische-nelzya-bylo-vezti-kaliningradskiy-podvodnik-ob-atomnoy-avarii-na-lodke-k-431
Интересные фото Яндекс.Картинки›список погибших на к-431
_________________
Лачин Геннадий из дома. Не путать с Домом 2.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Тимофеев Владимир

ГКС

Возраст: 75
Зарегистрирован: 20.02.2008
Сообщения: 1439
Откуда: Обнинск
Группы: 
[ 1974г. 152 рота ]
[ 1975г. 151 рота ]



СообщениеДобавлено: Вс, 28 Апр 2019, 14:36    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Прочитал. Правдиво. Инженерный/технический язык страдает. Эту аварию описал А.А. Саркисов в одном из научных журналов
Высоцкий В. Л. , Саркисов А. А. Ядерная авария на атомной подводной лодке в бухте Чажма. Реконструкция событий и анализ последствий // Вестник Российской академии наук 2018. T. 88. ... 2.
_________________
Будь здрав бояре.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Александр Скиба

ГКС

Возраст: 70
Зарегистрирован: 13.03.2009
Сообщения: 5464
Откуда: Новороссийск
Группы: 
[ 1975г. 151 рота ]
[ 1976г. 251 рота ]
[ Клуб Горизонт ]



СообщениеДобавлено: Пн, 29 Апр 2019, 21:57    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

В.И.Боднарчук тоже очень обстоятельно описал эту аварию в своей книге «К-19. Порождающая мифы».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Иван Лукашенко

ГКС

Возраст: 74
Зарегистрирован: 27.07.2009
Сообщения: 74727
Откуда: Краснодар
Группы: 
[ 1972г. 152 рота ]



Главный модератор

СообщениеДобавлено: Чт, 11 Ноя 2021, 9:29    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Александр Скиба писал(а):
В.И.Боднарчук тоже очень обстоятельно описал эту аварию в своей книге «К-19. Порождающая мифы».


Ликвидация 26-й сборки

Стало ясно, что, не удалив с лодки разрушенную сб. 26, дальнейшие работы на пирсе № 2 по ликвидации последствий аварии становились невозможными. Для ее удаления было принято принципиальное решение: изготовить железобетонный транспортный контейнер, плавкраном снять сборку с корпуса подводной лодки и погрузить ее в приготовленный контейнер. Далее на плавкране доставить ее в бухту Конюшково, где имелся специальный пирс для погрузки ракет на РПКСН. Там перегрузить контейнер на автотрейлер, доставить его на могильник на территории 375 БТБ и захоронить вместе с контейнером и другими высокоактивными деталями.

Отправной точкой этой операции являлось определение мощности дозы на поверхности аварийной сборки. Флот не располагал приборами для измерения мощности дозы более 1000 Р/час, поэтому прямое измерение дозы было невозможно. Был применен косвенный метод определения мощности излучения по известным данным радиационной разведки, гамма-постоянным радионуклидам и расстоянию до поверхности сборки от точки измерения.

Расчеты показали, что мощность дозы излучения на наружной поверхности аварийной сб.26 составляют 2800 Р/час. Таким образом, были получены исходные данные, положенные в основу дальнейших расчетов для определения размеров транспортного контейнера, толщины его стенок, размеров защитного свинцового экрана для накрытия сборки сверху, защитных свинцовых экранов, защищающих крановщика и водителя тягача.

Расчет по выбору материала и определению толщины обечайки контейнера выполнили заместитель начальника химической службы флота капитан 2 ранга В.А. Хазов и старший офицер ТУ флота капитан 2 ранга В.В. Анискин. По этим исходным данным конструкторским бюро завода были разработаны чертежи, по которым был изготовлен транспортный контейнер и отлиты три свинцовых экрана. Вес контейнера составил 15 тонн, свинцовых защитных экранов – 1,5 и 2 тонны. Свинцовым экраном прикрывалась сверху сб.26 для создания относительно безопасных условий для заводки строп на гак плавкрана.

Самым трудновыполнимым действием по перегрузке аварийной сборки было действие по ее застропке. Это действие мог выполнить человек, находясь в непосредственной близости от аварийной сборки. Но, чтобы завести стропы, нужно найти отверстие, через которое это можно сделать. Поиском такого отверстия занялись лично адмирал В.Г. Новиков и начальник ТУ флота контр-адмирал В.А. Гарбарец. Переодевшись в защитную одежду, они поднялись на ПКДС-12, разместились в 10-12 метрах напротив аварийной сборки и в подзорную трубу большой кратности рассматривали сборку в поисках подходящего отверстия. Такое отверстие нашли. Осталось разработать безопасный метод заводки стропа.

Руководством действий по заводению стропов было возложено на контр-адмирала Гарбарца. В группу «стропальщиков» вошли начальник комплекса перезарядки реакторов 375 БТБ капитан 2 ранга В.Ю. Губин, начальник химслужбы дивизиона кораблей обеспечения БТБ капитан-лейтенант С.А. Чистюхин и химик лодки капитан 3 ранга М.Ф. Никонов.

Первоначальным вариантом плана действий по заведению стропа, который предложили адмиралы, предусматривалось использование плавкрана. В металлическую клетку, низ которой будет защищен свинцовым экраном, помещается исполнитель работы. Плавкраном клетка поднимается, переносится на лодку и опускается на аварийный отсек. В работу вступает исполнитель работ.

Схема операции выглядела довольно просто. Но для ее реализации следовало уточнить, какие дозы облучения может получить исполнитель работ. Мощность дозы над реактором известна – 2800 Р/час. Требовалось определить необходимое время для разворота крана, опускания клетки, заведения стропа и возвращения клетки с

исполнителем на палубу плавкрана. Добыть такие данные можно было только проведением эксперимента вне зоны аварии.

Такой эксперимент был проведен 19 августа. По его результатам было выявлено, что суммарное время нахождения человека над реактором может составлять не менее 10 минут, в течении которых исполнитель работы получит дозу облучения более 500 бэр. Нахождение человека в клетке сковывало его действия, была вероятность, что заведение стропа может и не получиться с первого раза. Кроме того нельзя было исключить риск зависания клетки над аварийным отсеком из-за отказа автоматики крана.

И тогда капитан 2 ранга Губин предложил свой план действий, который перегрузчики часто применяют в своих перегрузочных делах. Суть его – предполагаемую дозу облучения одного человека разделить между несколькими исполнителями, которые будут выполнять определенные действия для решения поставленной задачи.

Капитана 3 ранга М.Ф. Никонова я не знаю. А остальных добровольцев Сергея Чистюхина и Владимира Губина знал очень хорошо и, как само собой разумеющееся, воспринимаю то, что именно Губин предложил свой способ, а Чистюхин вызвался участвовать в этой рисковой операции.

19 августа в 18.00 приступили к реализации плана. Первым в опасную зону вошел капитан 3 ранга Никонов. Перед ним стояла задача в месте непосредственного выполнения работ измерить уровень радиации и показать своим товарищам предельную границу, за которую нельзя заходить. С корабельным дозиметром КДГ-1 Никонов дошел до предельного уровня мощности дозы в 1000 Р/час, который мог показать прибор, и сразу же повернул назад.

Зная границу опасной зоны, пересекать которую нельзя, следующим пошел Чистюхин. В его задачу входило завести с помощью приспособлении, придуманного Губиным, капроновый проводник и продернуть часть троса. На это действие он затратил 25 секунд. Далее в действие вступил капитан 2 ранга Губин. За заведенный капроновый проводник он протащил трос через отверстие в сб. 26 и вывел его к рубке подводной лодки. На это он затратил 30 секунд. Если исходить из того, что они не пересекали границу излучения в 1000 Р/час и находились в этой зоне не более полминуты, то каждый из них получил дозу в 8-9 рентген, которая не превышала установленную дозу для ликвидаторов в 10 бэр.

Инструктаж участников операции по снятию с лодки разрушенной сборки проводил лично командующий флотом адмирал В.Сидоров. Непосредственное руководство подъемом аварийной сборки и переносом ее в транспортный контейнер возлагалось на заместителя начальника ТУ флота капитана 1 ранга Л.Е. Баклашева. Ведение фотосъемки процесса удаления сборки поручалось начальнику химслужбы флота капитану 1 ранга В. Киселеву. Заместителю командующего флотом по тылу вице-адмиралу И. Махонину было поручено во время работы плавкрана находиться в кабине крана для оказания моральной поддержки крановщику.

Контроль радиационной обстановки при подъеме разрушенной сб. 26 осуществлялся дистанционно с помощью корабельной дозиметрической установки КДУ-6 катера КРХ-527 радиационной и химической разведки из 47 бригады кораблей охраны водного района. Командир катера старший лейтенант Петров.

Изготовленный транспортный контейнер весом 15 тонн в цехе завода автокраном «Locomo» был загружен на автотрейлер и доставлен к пирсу № 3. Там перегружен на палубу плавкрана «Богатырь».

В назначенное время из здания заводоуправления, в котором располагался штаб по ликвидации аварии, на пирс прибыл командующий флотом адмирал В. Сидоров с группой офицеров. Выслушав доклады от ответственных за выполнение отдельных этапов операции, командующий дал разрешение капитану 1 ранга Баклашову начать перенос аварийной сборки на плавкран.

Стрелу крана повернули, и гак завис над аварийным отсеком. Сборка сверху была прикрыта свинцовым колпаком. Офицер с экипажа лодки, фамилия которого затерялась, запрыгнул на сборку и накинул стропы на гак крана. Дали команду на подъем груза. При подъеме груза с катера КРХ с интервалом в одну минуту поступали доклады об уровнях радиации. На расстоянии 20 метров от висящей на стропах сборки мощность дозы составляла 18 Р/час. Перенос сборки с корпуса подводной лодки на палубу плавкрана был произведен без задержек.

С КРХ доложили, что радиационная обстановка нормальная, уровни радиации корабельной установкой больше не регистрируются. Дальше контрольное радиационное обследование транспортного контейнера с загруженной сборкой выполнил капитан-лейтенант Чистюхин. С одной стороны контейнера мощность дозы составляла 50 Р/час, с противоположной стороны – 0,5 Р/час. Этой стороной контейнер на трейлере должен располагаться к водителю тягача.

Приняв на палубу груз, плавкран «Богатырь» своим ходом перешел в бухту Конюшково. Там контейнер был перегружен на автотрейлер. Обеспечение безопасности транспортировки сборки было возложено на начальника автобронетанковой службы флота полковника В.А. Алексеева. Транспортировка разрушенной сборки до могильника на территории БТБ прошла без происшествий.
_________________
Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype Name
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> Аварии и катастрофы Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Сохранить тему
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB