Список форумов СВВМИУ.ru СВВМИУ.ru
Всем выпускникам СВВМИУ (Голландия) и основателю сайта А. Другову посвящается
 
 ФотоальбомФотоальбом   Вопросы и ОтветыВопросы и Ответы   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   ЧатЧат   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Военно-Морской Флаг СССР

Кто знает аварию "левого аппарата" в 1984 году на
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> Аварии и катастрофы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Чуклин Ал-др Алексеевич

ГКС

Возраст: 70
Зарегистрирован: 21.07.2017
Сообщения: 1544
Откуда: Севастополь
Группы: 
[ 1975г. 152 рота ]



Модератор

СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 7:38    Заголовок сообщения:  Кто знает аварию "левого аппарата" в 1984 году на Ответить с цитатой

Нашел вот такую информацию нашего выпускника. Неужели так страшно было служить на 667А проекте и вообще на АПЛ???

Некоторые проблемы службы на АПЛ и РПКСН
30.08.10
Текст: Спасатель ВМФ, Валерий Марьин, капитан 2 ранга в отставке


В августе 1969 года я, после окончания Севастопольского Высшего Военно-морского Инженерного Училища, попал служить на Северный флот, на головную подводную лодку 667А проекта, во второй экипаж. Я на кораблях этого проекта прослужил до самого увольнения в запас в ноябре 1991 года. На этих кораблях мне пришлось пройти семнадцать боевых служб в должностях от командира группы дистанционного управления (был командиром реакторного и турбинного отсеков), был командиром дивизиона движения, командиром электромеханической боевой части с 1980 года до самого увольнения в запас. Командиром БЧ-5 я отходил семь боевых служб. В 1984 году, после последней боевой службы, на которой случилась авария с выходом из строя аппарата левого борта, я остался служить в городе Северодвинске, а в 1985 году, после заключения военно-врачебной комиссии о непригодности к службе в плавающем составе ВМФ, остался в постоянном составе бригады ремонтирующихся подводных лодок, на корабле, на котором был в море и на котором произошла авария.

Если говорить о самых запоминающихся выходах в море, то это, конечно, первый поход и последний. Первый - из за остроты ощущения, а последний, так как последний и авария, которая по тяжести вошла в аналоги аварий на атомных подводных лодках.

Первые походы совпали с отработкой стратегического и тактического использования наших кораблей. Использование главной энергетической установки (ГЭУ) кораблей в чисто однобортном варианте, со сменой бортов в середине боевого похода (кстати, очень неудачное решение, так как середина похода совпадала с нахождением корабля в экваториальной зоне, где очень высокая температура забортной воды). Использование комбинированных способов использования технических средств ГЭУ, то есть одна линия вала в штатном режиме, а вторая в режиме электродвижения. И так далее. Кроме того, определялись оптимальные сроки нахождения кораблей нашего проекта в море. Самая большая боевая служба - более 100 суток, потом был выбран оптимальный вариант, да и режимы использования ГЭУ были найдены и экономичные, и малошумные, и наиболее безопасные.

Сейчас рассуждаю об этом, на улице солнышко, в доме тепло. Все это где-то далеко и как бы не со мной это было. Но тогда... тогда это была очень трудная и опасная работа. Мы потеряли не одного человека на различных экипажах, а сколько ребят потеряло здоровье и, самое главное, рассудок. Тогда не было чем-то необычным "привести с морей" сошедшего с ума. Я постараюсь ниже объяснить причину, а сейчас, возвращаясь к началу повествования, снова размышляю, что же такое героика подводной службы. Скорее всего, это умение собрать все эмоции в кулак, забыть, что тебе в данный момент хочется, и делать работу, которая нужна сейчас кораблю, экипажу. Знать, что эта работа нужна государству и твои лишения не прихоть какого-то руководства, а насущная необходимость твоей Родины. Бороться с аварийной ситуацией, когда она налицо, проще, тяжелее ожидание и поиск этой ситуации, очень сложно в условиях подводной лодки оставаться работоспособным 24 часа в сутки, не допускать никаких ошибок, профессиональных и в отношении своих товарищей.

А обстановка на корабле специфическая:

1. Ощущение глубины действует не только на нервы подводников, но и, самое главное, на материальную часть. Постоянное напряжение прочного корпуса, особенно при изменении глубин, постоянное воздействие забортного давления на донно-бортовую арматуру, сальники насосов забортной воды и на всю технику, связанную с забортным окружением. Смена сальников, особенно насосов циркуляционных трасс, в общем-то, дело довольно обычное, но были случаи, что и такие отработанные действия приводили к аварийной обстановке с гибелью личного состава. Состояние нахождения под большим слоем воды при психологической неуравновешенности некоторых моряков, особенно матросов срочной службы, приводило к случаям тихого помешательства людей. Причем при хорошей работе заместителя командира по политчасти, который не давал задуматься, а загружал социалистическим соревнованием до такой степени, что тошнило от этого, но "дурачков" привозили меньше. Нужно отметить, что в море никто и никогда не мог не только выспаться, но и просто нормально поспать. Вахта, уход за материальной частью, учения, занятия, тренировки по борьбе за живучесть и специальности, тревоги при всплытии под перископ, сеансы связи и определение места и так далее, а спать по 6-7 часов кусочками, там пару часов, там пару. Причем я умышлено не подчёркиваю, кому тяжелее всего - тяжело всем. Степень тяжести определяется ответственностью за принятие решений. Неправильно принятое решение из простой ситуации может привести к трагедии, а то и к катастрофе.

2. Выходы в море, особенно на боевые службы, это продолжительный процесс, продолжительность боевой службы наших кораблей - не менее трех месяцев. Причем отошли от пирса, пару тройку часов в надводном положении, переход в точку погружения и погружение, через три месяца всплыли и через пару-тройку часов подошли к пирсу. И обид нет, ведь служили на подводных кораблях, предназначенных для несения боевой службы, ведению боевых действий, в общем, для войны. Стоящие у пирса небоеготовные корабли допускаются только в ремонте, а остальное время в море при полной боеготовности. И ведь не только подводники страдали от отрыва от берега, а семьи. Молодые, красивые женщины месяцами в одиночестве, мама-папа для детей, да еще на Севере, когда в квартирах холодно, дома рушатся, да и что греха таить, заметет так, что военторг обеспечить магазины не может, нет подвоза свежих продуктов, сидят жены офицеров и мичманов и гадают, чем накормить семью, а папа "морячит". Бедные гарнизонные дети, они из своих пап делали кумиров, полубогов, ведь виделись редко, даже похвастаться успехами в школе не могли - пап нет дома. Я опять отклонился от основного повествования, видно, эмоции при воспоминаниях переполняют.

3. Итак, снова корабль. Эти месяцы похода проходят не только в сильном психологическом напряжении, но и физических сил требуют немало. Уровень шума от работающих механизмов очень высок и постоянен - чем не "музыкальная шкатулка" для пыток? И никуда не денешься, даже наоборот, радуешься, что все работает.

4. Постоянный уровень освещенности в основном ламп "дневного освещения" приводит к так называемому "сенсорному голоду", голоду на цветоощущения и запахи. Ведь даже пища на подводной лодке готовится только вареная и пареная, даже зажарить суп или борщ нельзя, так как при жарке жир разлагается с выделением акриалина. Хозяйки знают, что при длительной жарке продуктов в закрытом помещении начинает болеть голова и т.д., а подводная лодка не закрытое помещение, а герметичное.

5. При жизнедеятельности людей, работе большого количества механизмов создается особый микроклимат, очень сухо и жарко. В жилых отсеках температура воздуха до 40-45 грд. считается комфортной, а в энергетических до 70 грд. никто претензии не принимает. Причем в северных водах, когда за бортом около 0 грд, и в южных широтах, когда около 30 грд., в отсеках микроклимат не особенно меняется.

6. Серьезная проблема для человеческого организма - перепады давления. Практически все подводники имели баротравму уха и не один раз. Вот такой пример: особенно при возвращении из южных широт к себе домой в северные, когда за бортом температура снижается, снижается и объем воздуха, и его запасы нужно пополнять. Пополнение запаса воздуха производится на перископной глубине, время пребывание на которой строго ограничено из условий скрытности плавания, так вот, сначала давление снижается до максимально возможного, около 400 мм ртутного столба, а потом в течение 20-25 секунд повышается до 2-2,5 кг.см.кв. Как говорится, слабым делать нечего.

7. А вода! Ведь пить можно только дистиллированную воду, которую сами и готовят при помощи испарителей. Лишняя работа испарителей - это тоже снижение скрытности, основного оружия подводников, поэтому на умывание и баню время очень ограничено, да что там на баню - на мытье посуды вода ограничена: сыпь побольше горчицы и посуда будет чистой.

8. Самое главное - дыхание не воздухом, а газовой смесью, которую сами подводники делают, убирая вредные примеси и добавляя кислород и другие газы. Кстати, кислород тоже делается на самой лодке специальной машиной из воды. Так что и здесь ограничения. Спорт - это хорошо на свежем воздухе, а на подводной лодке это губительное для человеческого организма дело.

Я попытался немного обрисовать существование на подводном корабле. Немного, потому что проблем много, вода - это агрессивная среда, в которой человек существовать не может, что там вода, ведь в условиях повышенного давления воздуха человек существует только до шести атмосфер, а дальше - азотный наркоз и смерть. А проблемы - это и удаление мусора и отходов пищи, и работа гальюнных устройств, и удаление грязной воды, и так далее, ведь за бортом не один килограмм избыточного давления воды. А длительное хранение продуктов питания и хлеба? Все это при нормальной обстановке, но ведь и противоборствующая сторона ведет активные боевые действия... А аварии техники? Все эти вопросы охватить практически невозможно в короткой статье. Я старался раскрыть будни в жизни подводников.

Говорить о патриотизме некоторых своих товарищей мне очень трудно, называть отдельные фамилии тоже. Практически все, с кем мне прошлось ходить в моря, заслуживают самого искреннего уважения. Самоотдача подводников всегда была настолько высока, а хвалиться этим было настолько неприлично, что все тяготы и лишения службы мы воспринимали не только как неизбежное, но и с каким-то пафосом. Я говорю "мы", а не "я", потому что я был неотделим от экипажа, потому что только в составе экипажа каждый из нас что-то значил. И это касается всех, от командиров кораблей до самых молодых матросов. Ответственность - это единственное, что не делилось поровну, это в зависимости от должности, от опыта. Даже уродливые явления "годковщины" в море исчезали.

В самый тяжелый момент моей службы, а это ядерная авария ГЭУ левого борта, рядом со мной были мои товарищи, в первую очередь офицеры и мичмана. Чувство "уберечь матросика" было очень сильно развито. Во время аварии в отсеке без ограничения времени работали только офицеры и мичмана, а личный состав срочной службы был расписан по сменам, за матросами велся жесточайший контроль радиационной безопасности, хотя мою дозу облучения и дозы облучения офицеров рассчитывали по коллективным дозиметрам, так как индивидуальные нам некогда было менять. Конечно, не все так было однообразно на всех кораблях - были случаи, когда из-за сиюминутной слабости и халатности оставались и гибли люди в аварийных отсеках, гибли люди из-за элементарной недисциплинированности, несобранности, желания немного пожалеть себя и др. Но основной настрой я описал правильно, ведь жертвенность положена в основу борьбы за живучесть корабля, при аварии герметизируются все отсеки, приносится в жертву аварийный отсек, чтобы спасти весь корабль, и, как правило, на эту жертву подводники были готовы и шли сознательно.

В настоящее время очень много охотников охаять нашу жизнь в недалеком прошлом, в том числе показать ненужность наших усилий по защите Родины. Это чепуха. За Родину, за свою страну всегда нужно драться и быть готовым к бою. Тогда всем в стране будет легче жить, так как уважать нас будут в мире, и мы себя уважать будем. Рабы всегда нищие. Славяне никогда рабами у других народов не были.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Александр Ляпин

ГКС

Возраст: 69
Зарегистрирован: 30.03.2007
Сообщения: 1841
Откуда: 47,3 км от ГШ ВМФ
Группы: 
[ 1976г. 251 рота ]



СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 11:07    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Что-то очень мрачно.
_________________
член КПСС с 1978 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Беломорский В.О.

ГКС

Возраст: 49
Зарегистрирован: 13.10.2007
Сообщения: 1447

Группы: 
[ 1996г. ВВМИОЛУ ]



СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 11:12    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Мне не знакомы "ядерные аварии ГЭУ" на кораблях 667А проекта, за исключением К-140.
Мне кажется, что автор несколько сгущает краски: -про невозможность жарки пищи - полная ерунда (котлеты, печёнка, жареная курица - входили в рацион, а обжарка пассировки для приготовления супов и борщей?);
-про высокую температуру в отсеках при нулевой температуре забортной воды вообще не понял, наверное экипаж матчастью не занимался и цирктрассы с теплообменниками не чистил от слова "совсем";
- про экономию пресной воды при исправной работе опреснителей - не понятно;
- про сумасшедших - просто какой - то сюр, мне такие случаи неизвестны, от старших товарищей тоже не слышал.
Моё мнение - у автора правда щедро разбавленная охотничьими байками. Про "ядерную аварию" вообще никаких подробностей, что как бы намекает...
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Александр Скиба

ГКС

Возраст: 70
Зарегистрирован: 13.03.2009
Сообщения: 5464
Откуда: Новороссийск
Группы: 
[ 1975г. 151 рота ]
[ 1976г. 251 рота ]
[ Клуб Горизонт ]



СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 11:53    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Согласен с перечисленным. Добавлю - перечисленные параметры давлений при снятии давления и пополнении запасов воздуха под ПВП просто фантастичны. Да и замена подшипников ЭЦН-3200/5 ни разу не сопровождалась жертвами л/с. Это вымысел уважаемого В.Марьина. На Севере в начале 70-х был случай когда из-за этого на БС пришлось наддувать 8 отсек. Но все обошлось благополучно. Даже по-моему орден дали кому-то.
А что касается аварий ГЭУ на РПК СН 667А пр., то их была не одна. Но тяжелых аварий не было. В начале 70-х годов это было связано в основном с течью крышек аппарата. Как правило, после переполнения подпиточного бака 1 очереди (у кого этого не было...) вода проходила через серпентинированный бетон БЗ, насыщаясь солями и попадая на крышку, вызывала ускоренную коррозию кольцевых сварных швов приводов СУЗ. Где-то в середине 70-х было реализовано СР и все крышки старого образца довольно быстро заменили на модернизированные герметичные. В это же период из-за преждевременного выхода из строя АЗ с борным выгорающим поглотителем стали загружать зоны с индексом СГ.
Другая категория - течь ПГПГ. С этим я столкнулся лично.
Всякие мелочи типа протечек шлангов при перегрузке ФА, переполнении дренажных цистерн и попадании воды к трюм 7 отс. я не упоминаю.
В целом ОК-700 была надежная, удобная и просто классная. До сих пор вспоминаю с теплотой и благодарностью.


Последний раз редактировалось: Александр Скиба (Вт, 12 Июн 2018, 12:02), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Александр Ляпин

ГКС

Возраст: 69
Зарегистрирован: 30.03.2007
Сообщения: 1841
Откуда: 47,3 км от ГШ ВМФ
Группы: 
[ 1976г. 251 рота ]



СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 12:00    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Беломорский В.О. писал(а):
Мне не знакомы "ядерные аварии ГЭУ" на кораблях 667А проекта, за исключением К-140...

На ПЛА II-го поколения, на начальном периоде их эксплуатации, было много аварий, связанных с разгерметизацией первого контура. Как правило это течи ПГ, трубная система, которых была поначалу изготовлена из углеродистой стали.
Уважаемый В. Марьин о такой аварии упоминает (К-210, 19 Дипл).
_________________
член КПСС с 1978 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Александр Скиба

ГКС

Возраст: 70
Зарегистрирован: 13.03.2009
Сообщения: 5464
Откуда: Новороссийск
Группы: 
[ 1975г. 151 рота ]
[ 1976г. 251 рота ]
[ Клуб Горизонт ]



СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 12:03    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Да, точно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Александр Ляпин

ГКС

Возраст: 69
Зарегистрирован: 30.03.2007
Сообщения: 1841
Откуда: 47,3 км от ГШ ВМФ
Группы: 
[ 1976г. 251 рота ]



СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 12:08    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Александр Скиба писал(а):
Согласен с перечисленным. Добавлю - перечисленные параметры давлений при снятии давления и пополнении запасов воздуха под ПВП просто фантастичны.


Не просто фантастичны, они под ПВП недостижимы.
_________________
член КПСС с 1978 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Александр Скиба

ГКС

Возраст: 70
Зарегистрирован: 13.03.2009
Сообщения: 5464
Откуда: Новороссийск
Группы: 
[ 1975г. 151 рота ]
[ 1976г. 251 рота ]
[ Клуб Горизонт ]



СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 12:47    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Насколько помню, обычно снимали до 680-700 мм.рт., а "вдували" перед опусканием ПВП до 800. И баротравм, как пишет уважаемый ветеран, не было.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Александр Ляпин

ГКС

Возраст: 69
Зарегистрирован: 30.03.2007
Сообщения: 1841
Откуда: 47,3 км от ГШ ВМФ
Группы: 
[ 1976г. 251 рота ]



СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 12:58    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Да, Санёк в этих пределах, что позволяли РК и система вентиляции.

Беломорский В.О. писал(а):
- про экономию пресной воды при исправной работе опреснителей - не понятно;...

Борьба с шумностью некоторыми отцами-командирами принимала гипертрофированные масштабы. Правы они или нет - не нам судить. На некоторых экипажах умывание ограничивалось протиранием спиртом.
_________________
член КПСС с 1978 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Беломорский В.О.

ГКС

Возраст: 49
Зарегистрирован: 13.10.2007
Сообщения: 1447

Группы: 
[ 1996г. ВВМИОЛУ ]



СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 13:20    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Александр Ляпин писал(а):
Да, Санёк в этих пределах, что позволяли РК и система вентиляции.

Беломорский В.О. писал(а):
- про экономию пресной воды при исправной работе опреснителей - не понятно;...

Борьба с шумностью некоторыми отцами-командирами принимала гипертрофированные масштабы. Правы они или нет - не нам судить. На некоторых экипажах умывание ограничивалось протиранием спиртом.

Тогда, согласно такой логике, нужно было выводить ГТЗА и переходить полностью на электродвижение Very Happy
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
ВаСилыч






Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 13:41    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Very Happy

Последний раз редактировалось: ВаСилыч (Пт, 30 Ноя 2018, 20:58), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Чуклин Ал-др Алексеевич

ГКС

Возраст: 70
Зарегистрирован: 21.07.2017
Сообщения: 1544
Откуда: Севастополь
Группы: 
[ 1975г. 152 рота ]



Модератор

СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 13:55    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Всегда "скрытность" была одной из самых главных задач БС, но в первой половине 80-х годов она была доведена, на некоторых экипажах, до крайности. Воду даже с воздухоохладителей собирали для "личных целей экипажа", были даже краны в умывальниках "жумчики" - по фамилии командира БЧ-5...
"Мыть шею - пижонство, а ноги - роскошь! Кого увижу стирающего караси - всплыву в надводное положение и расстреляю на ракетной палубе! Вам караси специально на неделю выдают - чтобы не стирали!" - командир РПН СН К-32 Медведев Г.А.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Беломорский В.О.

ГКС

Возраст: 49
Зарегистрирован: 13.10.2007
Сообщения: 1447

Группы: 
[ 1996г. ВВМИОЛУ ]



СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 18:21    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Чуклин Ал-др Алексеевич писал(а):
Всегда "скрытность" была одной из самых главных задач БС, но в первой половине 80-х годов она была доведена, на некоторых экипажах, до крайности. Воду даже с воздухоохладителей собирали для "личных целей экипажа", были даже краны в умывальниках "жумчики" - по фамилии командира БЧ-5...
"Мыть шею - пижонство, а ноги - роскошь! Кого увижу стирающего караси - всплыву в надводное положение и расстреляю на ракетной палубе! Вам караси специально на неделю выдают - чтобы не стирали!" - командир РПН СН К-32 Медведев Г.А.

Наверное при виде турбинистов, моющихся в тамбур-шлюзах 8,9 отсеков, его бы удар хватил. Laughing
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Александр Скиба

ГКС

Возраст: 70
Зарегистрирован: 13.03.2009
Сообщения: 5464
Откуда: Новороссийск
Группы: 
[ 1975г. 151 рота ]
[ 1976г. 251 рота ]
[ Клуб Горизонт ]



СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 21:15    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Или посмотрел как они же кувалдой отбивают накипь на греющей батарее УВА-25
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Иван Лукашенко

ГКС

Возраст: 74
Зарегистрирован: 27.07.2009
Сообщения: 74429
Откуда: Краснодар
Группы: 
[ 1972г. 152 рота ]



Главный модератор

СообщениеДобавлено: Вт, 12 Июн 2018, 21:26    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР-МЕХАНИК АТОМНОЙ ПОДЛОДКИ К-210 Валерий МАРЬИН:
«Произошла авария, а всплыть мы не можем — над нами льды…»

На вопросы журналиста «Хроник и комментариев» отвечает бывший главный инженер-механик подводной атомной лодки К-210 ВМФ СССР, организатор ликвидации аварии, капитан второго ранга Валерий Марьин.

-Валерий Тимофеевич, что представляло собой боевое судно, на котором вы служили?

-Это подводная атомная лодка второго поколения, построенная в 1967 году. Иначе ее еще называли ракетным подводным крейсером стратегического назначения.

-Но крейсер – это что-то очень большое, это уже не лодка…

-Технические и боевые характеристики нашей К-210 были довольно внушительны. Длина – более 120 метров и водоизмещение 12,5 тысяч тонн. На ее борту было 16 баллистических ракет. Да и расстояния, которые мы преодолевали в походах, измерялись тысячами миль. Наша задача состояла в том, чтобы спрятаться от всех в Мировом океане и ждать указаний о применении ракетно-ядерного оружия.

-Указаний от кого?

-От штаба Военно-морского флота СССР.

-Куда были нацелены ракеты?

-На Америку и Европу. Это было связано с международной обстановкой. Если помните, Рональд Рейган поставил в Европе «Першинги» — новые крылатые ракеты. Сразу нарушился паритет оружия. Пришлось чаще ходить в море и нам, подводникам. И направлять советские атомные боеголовки против американских «Першингов».

-То есть, вы прятались в Атлантическом океане и оттуда собирались нанести удар по Америке и Европе в случае необходимости?

-Совершенно верно.

-Сколько советских подводных лодок противостояло «Першингам»?

-Целая флотилия подводных кораблей, лодок нашего типа. Потом уже их сменили другие, более современные – БДР и БДРМ. Они и сегодня стоят на вооружении. Когда они появились, на флоте ходила такая «утка». Будто Брежнев позвонил Рейгану и говорит: «Ну, что ты меня пугаешь? Я теперь могу послать ракету в твою спальню в Белом доме через форточку».

-Что, такая высокая точность попадания была у наших ракет?

-Точность была поразительная. Скажем, стреляли, находясь недалеко от Гренландии, по цели, которая находилась в районе Норильска. Это тысячи километров. Чтобы получить оценку «отлично», надо было попасть в круг радиусом всего пять метров. Там стоял закопанный в землю телеграфный столб. Это была цель. И часто попадали в круг на «отлично». А иногда даже сбивали столб. И когда необходимо было запускать космический зонд (при этом требуется большая точность), — его запускали с лодки БДРМ. Потому что с наземных установок с такой точностью не запустили бы.

-Вы в море выходили часто?

-Часто, особенно в последние годы. Это было связано, как я уже говорил, с появлением в Европе американских «Першингов». Я бывал в 17-ти боевых походах. За первые семь лет моей подводной службы я отходил четыре «автономки», за последущие четыре года – шесть служб, а за три последних – 7. Естественно, это сказалось и на здоровье, и, конечно, на изнашивании оборудования кораблей, участились случаи аварий. Одна из таких аварий случилась и на К-210, где мне пришлось заниматься ее ликвидацией.

-Расскажите об этом подробнее.

-Наша лодка должна была идти на ремонт. Максимальная выработка основного оборудования корабля – 40 тысяч часов. Мы вышли в море на 44-й тысяче. Нас выпустили в море на 30 суток. И где-то на 25-е сутки нам продлили поход еще на 30 суток.

-И оборудование не выдержало…

-Да, на 56-е сутки похода случилась авария: не выдержала система парогенераторов. Первый очень активный контур смешался с водой и стал попадать в воду второго контура, в пар.

-Чем это грозило?

-В энергетических отсеках повысился уровень радиации.

-И все это под водой, в море?

-Разумеется. Произошла авария, а всплыть мы не можем — над нами льды. Несмотря на то, что предельная глубина у корабля 380 метров, мы больше чем на 200 метров погружаться не могли.

-Как долго шла ликвидация аварии?

-Пять суток. Ликвидация заключалась в том, что заглушили реактор. На лодке было два реактора. Один заглушили, а другой работал на две паротурбинные установки. Мы остались без резерва по пару. А подо льдами нужно работать только в двубортном варианте, то есть, должно работать все.

-В общем, радиации там вы, наверное, изрядно хватили?

-Более, чем достаточно. Для того, чтобы не нервничать по этому поводу, я не менял дозиметр. Как он забился полностью, так я его и оставил. И когда мне нужно было получить статус чернобыльца, я обратился за справкой к начальнику дозиметрической службы базы. Он посмотрел и говорит: «Тебе не поверят, что у тебя была такая доза». У меня было 140 бэр (биологический эквивалент рентгена). Хотя норма в Чернобыле была 50 бэр.

-Почти в три раза выше. А средства защиты какие-то были при ликвидации аварии?

-Если мы там работали пять суток, устраняя неисправности, какая там может быть защита? За пять суток я ни разу не ел – некогда было. Не спал, конечно. На пятые сутки поднимался по трапу, упал и уснул. Меня моряки подняли.

-Какая обстановка была в коллективе экипажа в это время?

-Непростая. Не все вели себя адекватно. Тогда здорово сработал замполит, молодой парень. Мы с ним дружим до сих пор. Он сейчас живет в Киеве – Виктор Шмаков. В то время он был капитан-лейтенант. Он не испугался аварии, пришел в отсек, хотя не обязан был это делать. А помощник командира побоялся спускаться в отсек. Он должен был организовывать питание личного состава.

-Вы имеете в виду отсек, в котором случилась авария?

-Конечно. На первой палубе авария, а наверху — люди. Отсек состоит из трех палуб. С людьми надо было работать. Мне было некогда – я занимался аварией. И Виктор Шмаков взял все на себя.

-За ликвидацию аварии получили награду?

-Получил… Неполное служебное соответствие от командующего флотом и строгий выговор от главкома Чернавина. Затем возбудили уголовное дело, потому что сумма убытка составила 16 млн. рублей.

-Но вы-то тут причем?

— А как же, я – главный инженер-механик, командир электромеханической боевой части лодки. С меня и спрос. Была создана очень солидная комиссия, причем многоотраслевая. В основном из представителей науки и промышленности: конструкторы, разработчики, промышленники, представители института коррозии металлов и т.д. От флота в комиссии были заместитель командира бригады по электромеханической боевой части и я.

—Личный состав лодки сильно пострадал при аварии?

-Люди практически не пострадали. Высокие дозы радиации получили я и командир турбинной группы Саша Бондарь. Мы вынуждены были там находиться. Очень долго не могли найти причину, откуда идет соль, то есть, как в систему проникает морская вода. А причина была в том, что корабль выработал свой ресурс.

-Но комиссия такого заключения не сделала?

-Сделала. Комиссия, должен сказать, сделала очень объективное заключение. В ее акте была сделана такая запись: «Действия личного состава к развитию аварии не привели».

— Стало быть, вас оправдали?

-Да, уголовное дело было прекращено. А через две недели главком Чернавин лично позвонил мне и говорит: «Ну, что, твоя душенька успокоилась? Ты же понимаешь – порядок есть порядок».

-В семидесятые годы много говорили об аварии на подводной атомной лодке «Комсомолец». Что там случилось, знаете?

-Я проходил стажировку на лодке К-8. Это та самая подводная лодка, которая погибла в марте 1970 года. Я уже был в учебном центре. Она погибла в Бискайском заливе: случился пожар. Погибли процентов тридцать личного состава. Есть такой фильтр ФМТ-200Г. Он пожароопасный и очень боится масла. Пожар возник потому, что в системе гидравлики произошла утечка масла, которое попало на этот фильтр. И он вспыхнул.

— Кто-то пришел им на помощь?

— Они всплыли в надводное положение. Успели выбросить плотики. Часть личного состава эвакуировали. А потом лодка потеряла продольную остойчивость и затонула. Не устойчивость, а именно остойчивость. Моряки-профессионалы только так говорят. Это технический термин.

—Два-три месяца в походах, под водой. Нельзя, наверное, было остаться незамеченными. Американцы вас пеленговали?

-Конечно. Во-первых, у них были противолодочные рубежи и система СОСУС, которая перекрывала и прослушивала Атлантический океан до экватора. Вот когда с «Курском» случилась беда, они, говорят, узнали об этом от сейсмологов. Думаю, что СОСУС прослушивала. Такие системы очень мощные.

-То есть, американцы знали о вашем местопребывании?

-Нет. Все это было покрыто тайной. Но они нас могли обнаружить. Мы всплывали для определения места, нам давался коридор: тысячу миль в одну сторону и тысячу — в другую. Это нейтральные воды. И они там могли ходить. Они нас ищут – нашли. Мы это заметили. Начинается отрыв от слежения.

— Удавалось это сделать?

-Удавалось.

-А вы за ними гонялись?

-Этим занимались многоцелевые противолодочные корабли. Наша задача, напротив, заключалась в том, чтобы скрыться, затаиться. Чтобы с того места можно было применить оружие.

— Атомное оружие вы, конечно, не применяли. Иначе об этом знал бы весь мир.

— Применения оружия не было. Если вам будет кто-то рассказывать, что на подводных лодках применялось атомное оружие – не верьте. По крайней мере, официально это не признано.

— А столкновения наших подлодок с американскими случались?

— Была у нас на Тихом океане такая дизель-электрическая подводная лодка К-129. Это была первая советская подлодка, вооруженная баллистическими ракетами. Лодка при очередной зарядке аккумуляторной батареи вышла на связь, и вдруг связь пропала. Потом ее подняли американцы с очень большой глубины, по-моему, более пяти тысяч метров.

-По просьбе советского правительства?

— Никакой просьбы. Это была супертайна. Когда ее поднимали, обломилась кормовая часть и ушла на грунт. Носовую часть лодки подняли, а погибших моряков похоронили с соответствующими почестями.

— Вся команда погибла?

-Все погибли. Я считаю, что за ней следила американская атомная подводная лодка. Многие опытные подводники полагают, что в случае с К-129 речь идет исключительно о столкновении лодок. Американцы столкнулись с ней просто при маневрировании. Поэтому лодка получила повреждение и затонула. Она была по водоизмещению меньше, чем американская. Лично я думаю, что американцы применили торпедное оружие.

— Как расценивалось то, что американцы поднимали ее без согласования с советской стороной?

— Об этом стало известно значительно позже, после операции. Все это делалось тайно. Американцы хотели посмотреть, какое ракетное оружие имеется в СССР. На ней была одна или две ракеты. Я считаю, что американцы утопили К-129, поскольку найти в океане затонувшую лодку очень и очень сложно. А они знали, где она затонула.

— А вообще много атомных лодок в то время тонуло?

— Атомных мало. Атомные лодки начали тонуть с приходом массовой демократии, когда начался отток средств, предназначенных для армии. Деньги пошли по карманам. Армия – не донор. Она не выдает деньги, а только потребляет.

ДОСЬЕ. Валерий Тимофеевич Марьин родился в 1946 году в Запорожье. В 1969 году окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Специальность — «Эксплуатация атомных энергетических установок». Более 20 лет служил на подводных атомных лодках Северного флота. Участник 17-ти боевых походов, или автономных плаваний, каждое из которых длилось около трех месяцев. Во время ликвидации аварии на атомном реакторе получил высокую дозу облучения. В настоящее время – пенсионер, возглавляет Запорожский союз ветеранов ядерных испытаний.

Николай Зубашенко

Share this:
https://operkor.wordpress.com/2012/07/29/главный-инженер-механик-атомной-подл-3/
_________________
Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype Name
Беломорский В.О.

ГКС

Возраст: 49
Зарегистрирован: 13.10.2007
Сообщения: 1447

Группы: 
[ 1996г. ВВМИОЛУ ]



СообщениеДобавлено: Ср, 13 Июн 2018, 11:35    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Не пойму, в чем заключалась борьба с текущим пг на выведенной установке в течение пяти суток? Чем они там занимались и, главное -зачем? Искали текущий пг? Откуда такие космические дозы облучения в 140 БЭР на текущем пгпг? Такие дозы можно получить только при расплавлении топливной композиции и вымывании топлива в контур.
Какие-то байки травит этот товарищ.
_________________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Иван Лукашенко

ГКС

Возраст: 74
Зарегистрирован: 27.07.2009
Сообщения: 74429
Откуда: Краснодар
Группы: 
[ 1972г. 152 рота ]



Главный модератор

СообщениеДобавлено: Ср, 13 Июн 2018, 14:48    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Выше написано:

"-В семидесятые годы много говорили об аварии на подводной атомной лодке «Комсомолец». Что там случилось, знаете?

-Я проходил стажировку на лодке К-8. Это та самая подводная лодка, которая погибла в марте 1970 года. Я уже был в учебном центре. Она погибла в Бискайском заливе: случился пожар. Погибли процентов тридцать личного состава. Есть такой фильтр ФМТ-200Г. Он пожароопасный и очень боится масла. Пожар возник потому, что в системе гидравлики произошла утечка масла, которое попало на этот фильтр. И он вспыхнул.

— Кто-то пришел им на помощь?

— Они всплыли в надводное положение. Успели выбросить плотики. Часть личного состава эвакуировали. А потом лодка потеряла продольную остойчивость и затонула. Не устойчивость, а именно остойчивость. Моряки-профессионалы только так говорят. Это технический термин. "

Здесь тоже "яйца всмятку":
Фильтр ФМТ - 200Г стал причиной пожара на АПЛ "К-19" в 9 отсеке 24 февраля 1972 года.
_________________
Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype Name
ВаСилыч






Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Ср, 13 Июн 2018, 15:49    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Shocked

Последний раз редактировалось: ВаСилыч (Пт, 30 Ноя 2018, 20:58), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Иван Лукашенко

ГКС

Возраст: 74
Зарегистрирован: 27.07.2009
Сообщения: 74429
Откуда: Краснодар
Группы: 
[ 1972г. 152 рота ]



Главный модератор

СообщениеДобавлено: Ср, 13 Июн 2018, 17:55    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Владимир Колесниченко писал(а):


Фильтр не боится масла - он "бесстрашный". А вот масло (маслянные пары) при попадании на фильтр может воспламениться. Дело в том, что этот фильтр нагревается с помощью нагревательного элемента до температуры 310 градусов Цельсия и если уставка в приборе не срабатывает, то он грееется дальше, а потом тупо взрывается (температуру не знаю) образуя огромное облако угольной пыли (дыма) и никакого пожара, но БЗЖ никто не отменял, поэтому естественно аварийная тревога и борьба с пожаром фактически. У нас такое было на БС три раза подряд пока не определились, что прибор работает с перебоями. Об этом я уже писал в своих воспоминаниях о службе на К-517.


Не помню я такой температуры в 310 градусов Цельсия на ФМТ-200Г. На лодку первого поколения я попал сразу после выпуска из СВВМИУ в 1972 году, а авария на АПЛ "К-19" произошла в феврале того же, 1972 года. Не хочу здесь спорить , пишу о том, что помню и что врезалось в мою память - тогда нас эту аварию заставляли учить наизусть . Уставки на приборе подогревателя установлены были в диапазоне 110-130 градусов Цельсия , именно через подогретый до такой температуры фильтр ФМТ-200Г, вентилятор прогонял загрязнённый камбузный воздух. Смысл этого процесса в том, что подогретый гопкалитовый патрон катализировал и окислял монооксид углерода (СО) до диоксида углерода (СО2).И в случае аварии на "К-19" , остановился вентилятор, перестал гнать воздух через ТЭНы фильтра , предельная уставка в 130 градусов не сработала тоже , масло (а это гидравлика рулевой системы , текущая из соединительного фланца трубопровода по правому борту в каюте рефрижераторщиков, тогда использовалась обычная "веретёнка" марки кажись АУ), которое скопилось на корпусе ФМТ - 200Г , задымилось , а позже и пыхнуло. Вахтенный 9 отсека матрос Кабак, который плющил кувалдой на палубе 9 отсека пустые консервные банки для выброса через ДУК, учуяв дым, передал сразу в ЦП о пожаре. Там ему не поверили, вахтенный инженер - механик (комдив три) капитан-лейтенант Сизов Василий Яковлевич ( Дзержинец)перешёл в разговоре с Кабаком на язык каламбуров - что горит, как горит, "хорошо ли горит"... Время шло и матрос убежал из отсека, пулей пролетев через кормовые отсеки, остановился аж в ракетном 4 отсеке у своего "земы" - винничане они были, с Украины... Только потом уже, с большим опозданием сыграли аварийную тревогу. Погибли 28 человек.

В дальнейшем, в ходе моей службы задымления фильтров ФМТ - 200Г, были дважды - один раз в 9 отсеке и второй раз в 5 отсеке. Второй раз в автономке всплывали ночью под пятый номер, чтобы провентилировать отсек через шахту РКП, в 5 отсеке всё время в ИДА-59 сидели два человека - Дима Решетов и Коля Косулин, выжили оба, это был октябрь 1973 года. Служил я на АПЛ "К-16" той же 18 дивизии, в которую входила и "К-19" - "Хиросима".
_________________
Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype Name
ВаСилыч






Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Ср, 13 Июн 2018, 21:05    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Shocked

Последний раз редактировалось: ВаСилыч (Пт, 30 Ноя 2018, 20:58), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Иван Лукашенко

ГКС

Возраст: 74
Зарегистрирован: 27.07.2009
Сообщения: 74429
Откуда: Краснодар
Группы: 
[ 1972г. 152 рота ]



Главный модератор

СообщениеДобавлено: Чт, 14 Июн 2018, 12:49    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Задал вопрос трём своим сослуживцам, сформулировал его примерно так:

Вопрос к Володе - в трюме 9 отсека стоял фильтр ФМТ-200Г, ты не помнишь температурную уставку на его подогреватель, там был мин. и мах. ? Уставки на приборе подогревателя установлены были в диапазоне ( ххх-ххх) градусов Цельсия , именно через подогретый до такой температуры фильтр ФМТ-200Г, вентилятор прогонял загрязнённый камбузный воздух. Смысл этого процесса в том, что подогретый гопкалитовый патрон (кассета) катализировал и окислял монооксид углерода (СО) до диоксида углерода (СО2). Если можешь, вспомни, Вовка, плиз, максимальную уставку на приборе...
_________________
Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype Name
ВаСилыч






Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Чт, 14 Июн 2018, 13:43    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Shocked

Последний раз редактировалось: ВаСилыч (Пт, 30 Ноя 2018, 20:58), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Иван Лукашенко

ГКС

Возраст: 74
Зарегистрирован: 27.07.2009
Сообщения: 74429
Откуда: Краснодар
Группы: 
[ 1972г. 152 рота ]



Главный модератор

СообщениеДобавлено: Чт, 14 Июн 2018, 13:51    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Владимир Колесниченко писал(а):
Созвонился с боевым начхимом. Он точную цифру не вспомнил, но сказал, что больше 200 т.к. ниже никакой реакции не будет. Я думаю, что 200 - это нижний предел.
В УРМ верхний предел 400 град. Цельсия.
Ты не забывай, что я с 1 поколения, у нас УРМами ещё не пахло. У меня уже появились цифры ближе к твоим:

[14.06.2018 11:45] Тамара Чумак: 180—250 ??! - это Вовка Чумак (Чача), командир 9 отсека АПЛ "К-19", наш выпуск 1971 года.
_________________
Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype Name
ВаСилыч






Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Чт, 14 Июн 2018, 13:56    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Shocked

Последний раз редактировалось: ВаСилыч (Пт, 30 Ноя 2018, 20:59), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Иван Лукашенко

ГКС

Возраст: 74
Зарегистрирован: 27.07.2009
Сообщения: 74429
Откуда: Краснодар
Группы: 
[ 1972г. 152 рота ]



Главный модератор

СообщениеДобавлено: Чт, 14 Июн 2018, 16:46    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Поступают ответы от моих лодочных друзей, все примерно в таком ключе:

Ваня, привет. К, сожалению, не помню.Я был командиром 2-го отсека, там таких фильтров не было. Кажется ФМТ-200Г был в ЦП, я ком. див 3, Ваня не помню, старый уже мозги пропиты, все-таки 71 год. Зачем тебе забивать голову такими хреновинами.?
_________________
Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Skype Name
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> Аварии и катастрофы Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Сохранить тему
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB