Список форумов СВВМИУ.ru СВВМИУ.ru
Всем выпускникам СВВМИУ (Голландия) и основателю сайта А. Другову посвящается
 
 ФотоальбомФотоальбом   Вопросы и ОтветыВопросы и Ответы   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   ЧатЧат   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Военно-Морской Флаг СССР

Катвалюк Анатолий Лазаревич

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> СВВМИУ - Выпуск 1966
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ульяновский Эдуард

главный старшина

Возраст: 53
Зарегистрирован: 08.05.2007
Сообщения: 686
Откуда: Kuzbass
Группы: 
[ 1993г. 151 рота ]



СообщениеДобавлено: Пн, 01 Авг 2011, 15:49    Заголовок сообщения:  Катвалюк Анатолий Лазаревич Ответить с цитатой


Я давно должен был создать эту тему, да все руки не доходили. Простите великодушно...
Прочтите об этом замечательном человеке:
Цитата:
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
для сайта «13-й выпуск СВВМИУ- 1966 год»

Анатолий Лазаревич Катвалюк, 22 июня 1941 года рождения, родился в Николаевской области, с. Новоингулка. В 1957 г. закончил 10 классов Кандыбинской средней школы, в 1960 г. – Николаевский судостроительный техникум по специальности «Технология машиностроения», в том же году поступил в Николаевский кораблестроительный институт им. С.О. Макарова.
В 1963 г. был призван на военную службу и направлен в Севастопольское ВВМИУ для продолжения учебы; училище закончил в 1966 г. по специальности «физико-энергетические установки».
Дипломная работа была рекомендована ГЭК к защите как кандидатская диссертация, после доработки, но разрешения на флоте не последовало.
С 1966 г. до 1979 г. – служба на атомных подводных лодках Северного флота: в пос. Гаджиево и Оленья Губа. Службу проходил на трех головных кораблях: командиром турбинной группы на «К-19», командиром группы дистанционного управления на «К-245» и командиром БЧ-5 на РПК СН «К-421».
В 1972 г. был в походе на Северный полюс, Экватор, Антарктиду – первый поход советской АПЛ к Северному полюсу со всплытием. Походом руководил контр-адмирал В.Н. Чернавин, тогда начштаба З ФЛ ПЛ КСФ.
С 1979 г. на преподавательской работе в Севастопольском высшем военно-морском инженерном училище, где на кафедре вспомогательных механизмов и систем подводных лодок занимался научными проблемами в области насосов, гидродинамики, автоматики, методики преподавания в высшей военной школе.
В 1983-89 гг., в частности, разработана конструкция, произведены расчеты, построен и испытан впервые в мировой практике многоступенчатый саморегулируемый центробежный насос.
На этой теоретико-практической основе защищена кандидатская диссертация в 1989 г.
В 1991 г. присвоено звание «Старший научный сотрудник».
В 1989-1991 гг. сформулирована концепция, разработана функциональная схема принципиально новой атомной энергоустановки. Идеи апробированы на физической, математической модели и проверены экспериментально, но внедрения не последовало.
С 1986 года руководил научно-исследовательским отделом этого же училища, которое многие годы было лучшим в ВМФ СССР по состоянию науки, количеству изобретений, НИР, динамике роста ученых. За эти годы исполнил и был руководителем более 40 НИР по атомной энергетике.
В 1992 году уволен с военной службы. Имеет 13 наград, в основном, юбилейных и за выслугу лет. Работу продолжил как начальник отдела науки, а с 1995 г. – директор Крымского филиала Тернопольской академии народного хозяйства. Профиль-экономика, компьютерные и социальные технологии.
Область научных интересов, начиная с 1994 года – пищевые, биоактивные добавки, топливные системы автомобилей, паровые котлы, курортология, управление инновационными проектами, социальные технологии.
В 1995-98 г.г. разработаны биоактиванты, получены технические условия, выполнены 4 НИР по цистозире – черноморской бурой водоросли и стевии – заменителе сахара растительного происхождения. На все получены патенты Украины, выполнены экспериментальные образцы – на хлебобулочные изделия, приправы, напитки, косметические средства, а по цистозире – ТУ У в рамках Программы обеспечения населения Украины йодирующими добавками.
В 1993 г. запатентовал первый в Украине товарный знак, а в 1999 выиграл первый патентный суд.
С 1992 года область интересов, помимо технических решений – патенты и производство экологически чистых АЗС и экономичных топливных систем автомобилей, паровых котлов – принадлежит социологии.
В 2001 году вышла монография «Социальные технологии», которая впервые определила их как класс явлений: понятие обрело предметно-объективную сущность. Разработан учебно-методический комплекс, дисциплина внедрена в учебный процесс Тернопольской академии народного хозяйства, Санкт-Петербургском университете профсоюзов, ведутся переговоры с университетами Киева и Дрездена.
В 1999 году награжден Дипломом 1 степени Минздрава Украины на Международной выставке «Питание и жизнь. ХХІ век” за разработку йодного биоактиванта “Барба-йод”. Лауреат конкурса “Общественное признание” г. Севастополя в 2005 г. Доктор наук по экономике университета Адама Смита (США). Член-корреспондент Крымской Академии наук, действительный член Академии информатизации (в статусе ООН). Автор более 80 научных трудов. Женат, имеет троих детей. Жена Катвалюк Ираида Филипповна – главный редактор Севастопольской региональной государственной телерадиокомпании, заслуженный журналист Украины.


Профессии подводника не изменял никогда…

Я подводник. Это остается главным в моем самоопределении. Хотя и поневоле, по принуждению, - я был отчислен из Николаевского кораблестроительного института в январе 1963 года в связи с призывом на действительную военную службу, о которой не думал; наличие кафедры военной подготовки делало меня лейтенантом запаса корабельного профиля автоматически… Принял учебу, мандатную комиссию – по принуждению – в штыки, просто целый год на 3 курсе не учился, получил свои тройки по ряду дисциплин… и смирился, привык, понравилось быть военным.
Но лучше, наверное, по порядку.
Мое рождение совпало с началом Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года, 4 утра. В семье есть шутка – надо же было кому-то вступиться за Родину. Жизнь добавила – вступишься, даже если не захочешь, а потом гордиться будешь. Я николаевец – хутор Новоингулка в 20 км от города – в мареве город виден достаточно хорошо с пригорка. Это родина; босоногое голодное детство, которое выталкивало в школу, село Кандыбино, пораньше – в 5 лет – там интересно, хотя далековато - в 8 километрах.
Школу закончил в 1957 году, шестнадцать исполнилось чуть позже – а пока поступил в Николаевский судостроительный техникум, который закончил по специальности «технология машиностроения, станки и инструмент», выполнил исследование по возможности замены бронзового ротора радиально-поршневого насоса на глобулярный чугун. Это был дипломный проект – и первый, простой шаг в науку – меня направили работать на кафедру технологии судового машиностроения Николаевского кораблестроительного института им. С.О. Макарова, куда я сразу же поступил учиться, а исследованиями с аспирантами (я был у них студентом «куда пошлют – что скажут» за 39 руб. 50 коп. – полставки лаборанта) - по питтингу стали, интересными, я серьезно увлекся. Настолько серьезно, что призыв «в подводники» меня обескуражил. В военкомате не скрывали, что в/ч 13104 – это Третье высшее военно-морское инженерное училище готовит инженеров-подводников. Это была такая советская игра в цензуру-тайну – все все знают, но никто ничего никому не говорит.
В училище меня поразили человеческими качествами командиры роты С.С. Цехмистро и М.А. Клементьев, лекциями – В.А. Согомонян и А.А. Саркисов,С.А. Цейтлин.
Остальные не запомнились – знаний техникума было достаточно, чтобы хорошо учиться, не вслушиваясь в лекции.
Между тем, мне понравилась на старших курсах работа во ВНОК – военно-научном обществе курсантов. Меня «пригрел» на этой работе О.Н. Назаров – просто и неспешно мы пересчитали с одноклассником В. Жуматий таблицу Вукаловича в СИ, которая и сейчас используется в расчетно-графических работах студентами СИЯЭиП. И еще под руководством Олега Николаевича была написана дипломная работа, которую я защищал в клубе училища перед всеми подкомиссиями ГЭК, курсантами 5 курса и командованием.
Был признан исследовательский уровень дипломного проекта, рекомендовано протоколом ГЭК доработать дипломную работу до кандидатской диссертации.
В работе была обоснована двухпроточная реактивная турбина, ламинарный отсос поверхностного слоя корпуса ПЛ, раздельный конденсатор, единая схема управления паротурбинной и реакторной установкой, другие находки, которые присущи 2 поколению энергоустановок, но мы, выпускники 1966-го, не знали даже слов «второе поколение».
Видимо, члены ГЭК знали технические характеристики энергоустановок 2 поколения: мощность реакторов, турбин, турбогенераторов, схемные решения – они совпадали с моими расчетами полностью. Это удивляет и сегодня – таково флотское везение – ведь рядом учились ребята посильнее меня: Г. Мерзликин, Б. Мельников, Н.Грунтович, и еще многие.
Распределение получил во второй экипаж «К-19» – на «Хиросиму». Так ее тогда называли; в дивизии было 3…4 подводные лодки «на ходу», и на выходы в море ходили «сборные» экипажи – шло активное формирование экипажей 2-го поколения. В результате пришлось плавать практически на всех ПЛ 658-А проекта: «К-16», К-33», «К-55», «К-149», «К-19».
Удивляла подготовленность бывших паросиловиков (лодки были не старше 5 лет, флагманские инженер-механики и командиры БЧ-5 не имели «атомного» образования) – М.А. Суетенко, М.В. Периоридорога, Э.Ф.Зенкевич, но были энциклопедически образованы. Сейчас все мы, офицеры, осваивавшие атомные подводные лодки первого поколения, помним свои подвиги, то – многотрудное и хорошее, что было сделано. Я запомнил характеристику, данную мне флагмехом дивизии М.А. Суетенко: «На вводе энергоустановки на ПЛ «К-55» в октябре 1967 г. у нас «не поднимался вакуум» в главном конденсаторе правого борта более суток. «Искали» его все специалисты дивизии, - и он сам лично, с оголенным торсом (в отсеке жара – не ввести холодильную машину). Когда же ему пришла идея узнать, а кто же главный здесь (командир 7 отсека, он же командир турбинной группы) специалист, на его ясные (я не сказал безупречно трезвые) очи был представлен я, старший лейтенант, о чем ему и доложил – как чумазый полураздетому. Он вежливо и достаточно грозно спросил: «Кто здесь командир турбинной группы и допущен ли к самостоятельному управлению по специальности». Я еще раз представился как старший лейтенант и командир турбинной группы, имеющий допуск, на что было (почти дословно) резюмировано: «Ты, г…, а не командир турбинной группы, раз вакуум у тебя в отсеке ищет флагманский механик.» Я ответил «есть», и мы продолжили поиск. Моя уникальность (как я думаю) в том, что на флоте меня не наказывали – во всяком случае, я, как и все, помню только поощрения.
Сейчас об одном из них – тоже без занесения в карточку поощрений – взысканий. Это уже в 1972 году, тоже в октябре, когда я, старший оператор ГЭУ (первый управленец) был участником первого похода на Северный полюс на ПЛ второго поколения «К-245». Руководил походом, назвал его первым, показал невозможность похода и всплытия в высоких широтах ПЛ первого поколения, контр-адмирал В.Н. Чернавин - начальник штаба 3 флотилии. ПЛ «К-245» была первой в ВМФ СССР оборудована астронавигационным комплексом «Тобол», делающим возможными такие походы. Флагмех дивизии И.Б. Колтон поручил мне разработать инструкцию по содержанию энергетической установки при всплытии на Северном полюсе, она была им утверждена и висела во все время похода на пульте ГЭУ – место управления энергетикой корабля.
После всплытия я нарушил инструкцию по ведению журнала управления режимами энергоустановки, и после даты и времени всплытия на Северном полюсе внес вместо параметров: «Всплыли на Северном полюсе. Мощность реакторов 40%. Служим Советскому Союзу». Никто меня за это не журил, но и в прессе ничего не написали – похвал и орденов не было – раздали начальству. А начальство при погружении натерпелось: лодка не всплыла, а подняла на себе, проломив рубкой, лёд, который - во избежание обмерзания - взбадривался продуванием главного балласта. Но ее немного развернуло течением, и лодка легла рубочными рулями на цельный, не проломленный лед толщиной около 60 см, что препятствовало ее погружению. Рискуя, заполняли цистерны аварийного замещения ракетных шахт, и т.п. Наконец, оторвались и до глубины 180 м не удерживали лодку ходом. Я, рискуя, запросил центральный пост на развитие хода «обе средний вперед», сам дал ход и приказал сделать то же оператору левого борта – «второму управленцу».
Телеграфы центральный спустя минуту «согласовал» (т.е. с развитием хода без команды согласился), а через некоторое время по связи командир корабля, кап. 2 ранга Афанасьев А.Г. «по-сельсоветовски» спросил – уточнил: «Кто дал команду развивать ход?!» В том же миноре, не зная, что за этим последует, я ответил-доложил: «Капитан-лейтенант Катвалюк». Разборов полетов не было, мое тревожное ожидание закончилось тем, что меня «в шутку» поддел В.Н. Чернавин в кают-компании, из чего следовало, что прощение получено как моей дерзости, так и их минутной растерянности - мы узнали потом, что при погружении в центральном посту была не паника, но суета точно. Строки написаны отнюдь не в похвалу себе – а как восхищение грамотностью, культурой и интеллигентностью тех, с кем свела судьба подводника: это В.Н. Чернавин, Р.А. Анохин, И.Б. Колтон, Э.Ф. Зенкевич. Был в моей судьбе еще один интеллигент такого же уровня: начальник кафедры АЭУ ВМА контр-адмирал В.Н. Бырин. Но об этом чуть позже. А после похода меня начали срочно «пристраивать» командиром дивизиона, - видимо, начальство заметило и желало отметить, - к тому времени я уже 6 лет был «успешным командиром группы», нужным кораблю. Командование дивизии назначало меня дважды примерно по полгода командиром электротехнического, затем дивизиона движения, окончательно - дивизиона живучести. Таким образом я пришел служить на лучший экипаж, по мнению многих подводников, - ПЛ «К-395», под командованием кап. 1 ранга В.П. Панкова, где служили известные в ВМФ СССР офицеры - М.В. Коротков, Н.И. Самородов, В.М. Сердюк, В.Н. Пантелеев, И.Н. Морозов, Ж.А. Перфильев, В.А. Викторов. Об экипаже достаточно сказать, что почти все командиры боевых частей и служб были лучшими в соединении. Поэтому меня вскоре назначили «на усиление» командиром электромеханической боевой части на ПЛ «К-421» 667 БД проекта под командованием Г.А. Никитина. Пришлось воспользоваться опытом флагмеха И.Б. Колтона, который – в это трудно поверить – принимал лично у всех командиров групп дивизии на допуск к самостоятельному управлению дивизионом, у командиров дивизионов – на допуск к самостоятельному управлению электромеханической боевой частью. Все противились, но командир корабля задачу усилил – обязал всех командиров боевых частей пересдать мне зачеты по знанию устройства отсеков и приемов борьбы за живучесть. Компетентность офицерского состава быстро вывела корабль в передовые…, в т.ч. по ракетным стрельбам. Я был свидетелем проявления германского «орднунга», - когда эсминец с румынской командой долго не мог сдать курсовые задачи и выйти в море, командующий гарнизоном Констанцы назначил командиром корабля сухопутного лейтенанта СД, немца, который занимался с экипажем с утра до вечера строевой подготовкой, в результате курсовые задачи были легко сданы, корабль вышел в море.
Так я плавал «механиком» до 1979 года, когда был вынесен с корабля на носилках и переправлен в госпиталь.
В том же году, при участии А.А. Саркисова, - уже начальника училища, который запомнил меня курсантом (я думаю, по манере чтения лекций, когда добровольцы тщились – не хочу употреблять другие эпитеты, повторять мысли лектора – т.к. курс теории реакторов и ядерной физики был сложным и преподаватели осваивали его вместе с нами, он был разработан, но совершенствовался, и мы это видели), - я был назначен преподавателем кафедры вспомогательных механизмов и систем ПЛ.
Попытки заниматься гидродинамикой и сделать диссертацию на этой основе в течение более 4 лет были малоуспешными, я пошел своим путем – получил авторское свидетельство на саморегулируемый многоступенчатый центробежный насос (читал теорию насосов), спроектировал и построил его, провел теоретические и гидравлические испытания, это стало сосновой кандидатской диссертации. Т.к. насос стал «умный» – напор и подачу изменял в функции потребностей системы, то была разработана функциональная схема атомной энергоустановки, в составе контуров теплоносителя и рабочего тела которой включены такие насосы. Это существенно влияло на физику реактора – на всех мощностях температура теплоносителя оставалась постоянной (или иной, в функции безопасных параметров).
А в контуре рабочего тела изменялась коренным образом автоматика теплообмена – т.н. питательный клапан исключался из системы управления. Споры были долгими на уровне первых лиц «Рубина», «Малахита», «ОКБМ», просто специалистов, я представил докторскую «Обоснование физически безопасной атомной энергетической установки на основе устранения концептуальных и методологических паралогизмов». В работе, сближающей меня с моим учителем Г.Н. Ивановым, на концептуальном, даже философском, методологическом и технологическом уровне обоснована общая идея физически безопасных объектов-машин, преобразующих эксэргетический потенциал природы в механическую работу. Оказалось, что паровая машина Д. Уатта, Ползуновых, турбина Кертиса, двигатель А. Дизеля, другие поршневые и роторные физически опасны до тех пор, пока в систему управления не могут ввести сигнал причины, а не следствия проявления эксэргетического потенциала. Дальнейшие исследования показали, что наличие только отрицательных обратных связей в САУ тоже не в пользу физически безопасных объектов. В том числе атомных, и канальные реакторы в этом ряду первые, у них чернобыльское будущее. Но… это чье же детище? Академиков Е. Велихова и А. Александрова, а я таким образом от физически безопасной установки атомного типа пришел к опасным личным последствиям – работу не защитил и был уволен с флота. Так вот о В.Н. Бырине и В.Н. Пучкове – они честно и смело поддержали работу, которую многие не поняли или не захотели поддержать.
За период с 1979 г. по 1992 г. я стал старшим преподавателем, методистом, начальником научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела. В мою бытность состоялось важное событие – начал работать специализированный совет. Длинная борьба за открытие легко завершилась, как только изменили его направленность – с той, которая нам была не нужна (20.02.14 – техника и вооружение ВМФ) на необходимую – 05.09.05, – инженерно-корабельной направленности, точного наименования не помню. Не хочу также помнить, никого осуждать за то, что без собеседования, не дав защититься, ничего не объяснив, быстро в трехмесячный срок был уволен – тихо, как диссидент, как большая неординарность училища – В.Н. Пучков (этим я не примазываюсь к выдающимся заслугам перед училищем Виталия Николаевича).
Конец 1991 г. Это как раз был развал СССР, училища, и мне повезло, что я его не так остро переживал, как те, кто вложил в него не меньше, а больше, чем я – и вынужден был остаться.
Меня начала «пригревать» украинская наука – принял Председатель комитета по атомной энергии Н.И. Уманец, Министерство образования сделало директором филиала Тернопольской академии народного хозяйства. Почему этот вуз? Особых пояснений не надо, если скажу, что в составе ТАНХ 14 институтов, 6 заграничных филиалов, 33 тысячи студентов (при населении Тернополя 240 тыс.) Я люблю училище и часто думаю о следующем: Если бы ректор ТАНГ А.А. Устенко занялся в течение месяца училищем, уверен – у него было бы другое лицо, иное настоящее и будущее. Рейтинг Крымского филиала был так высок, что там учились министры, первые лица Крыма, а я имел финансовые возможности проводить исследования, в том числе продолжать начатое в СВМИУ:
- по обоснованию физически безопасной атомной энергоустановки;
- по анализу качества учебных планов и программ;
- по курортологии;
- по пищевым добавкам;
- по экологизации автозаправок;
- по топливным системам автомобилей;
- по социологии.
Социология, социальная динамика, идеи самоорганизации социума-«социотехнология» занимали меня настолько, что в этой области я преподавал (получал допуск академии) политологию, социологию управления, методы и технологии социокультурной деятельности: В 2000 г. вышла в свет публичная монография «Социальные технологии», затем научная монография по генезису производственных и социальных связей в экономике.
В них обосновано единство производственных и социальных связей не только в генезисе (происхождении в развитии), но и функционировании, в т.ч. положительных и отрицательных обратных связей в технических, технологических и социальных системах. Так я раскрываю тему своей докторской диссертации по социальной экономике с названием «Социальные технологии: производственный и экономический генезис». Конечно, работа, выполненная инженером-механиком в области социологии, носит математические признаки факторизации – содержит элементы матричного анализа и теории графов. За эту работу я получил степень доктора экономики университета А. Смита (США) и поздравления коллег и Президента Гарвардского университета.
Сейчас веду несколько проектов:
- добычи и переработки морской бурой водоросли – цистозиры, на лечебную форму которой получены патенты ТУ У и выпускается препарат «Барба-йод» по Программе йодирования населения Украины;
- отопительные системы зданий на основе тепловых насосов, теплокамер и гелиоколлекторов;
- биоактивные пищевые и кормовые добавки;
- топливные системы автотранспорта, некоторые другие.

Профессии подводника не изменил, т.к. подводник – и это новая парадигма научного определения этой профессии, ее математическое и философское толкование – единство воли, высших человеческих достоинств на фоне неопределенностей, выражаемых как сингулярность и синергизм, ведущие в развитии в т.ч. и к разрывам функции существования.
Это определение получено как связь времен и профессий – на основе анализа графа техносоциальной динамики, - что интересно только как факт единства науки, во всех ее проявлениях – как в инженерном, так и социальном.
Важно только, чтобы выбранный уровень обобщения соответствовал рациональной цели – процветанию, развитию или выживанию.
Социотехнологические исследования как раз устанавливают непреложный факт выживания, в котором нет места высоким интересам государства, нет ресурсов на подводный (военный, научный, транспортный и туристический) флот. Заинтересованные фигуранты – более сильные социумы – делают все, чтобы мы были низкоразвитой в технологическом и социальном измерении страной. Наш социум «повелся» на дружбу с сильными, надеясь на дружественную помощь. Но она может быть только в виде «техно-социального подавления» – такого состояния социума, когда хорошо только «обнимающей» стороне. В программах их развития подводные флоты есть, в наших – под предлогом слабости экономики и ее демилитаризации – нет. Так наше поколение стало «поколением динозавров», выживающим в иных областях человеческой деятельности, погружаясь и всплывая в другие реалии бытия.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> СВВМИУ - Выпуск 1966 Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Сохранить тему
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB