Список форумов СВВМИУ.ru СВВМИУ.ru
Всем выпускникам СВВМИУ (Голландия) и основателю сайта А. Другову посвящается
 
 ФотоальбомФотоальбом   Вопросы и ОтветыВопросы и Ответы   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   ЧатЧат   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 
Военно-Морской Флаг СССР

Хронология жизни Луганского Ивана Семеновича

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> Страницы истории ВМФ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Игорь Карасёв


Возраст: 67
Зарегистрирован: 11.03.2009
Сообщения: 23
Откуда: Ростов -на -Дону
Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Пт, 26 Июн 2009, 23:46    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей Акиндинов

ГКС

Возраст: 72
Зарегистрирован: 23.06.2006
Сообщения: 7689
Откуда: г. РИГА. Латвия.
Группы: 
[ 1975г. 151 рота ]
[ 1975г. 252 рота ]



СообщениеДобавлено: Пт, 26 Июн 2009, 23:51    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Игорь, видно что подводник... А рассказать?! Buba
_________________
Больше о друзьях, чем о себе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Павел В






Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Пт, 26 Июн 2009, 23:52    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Сергей Акиндинов писал(а):
Игорь, видно что подводник... А рассказать?! Buba


Да..тоже интересно...


Последний раз редактировалось: Павел В (Пт, 26 Июн 2009, 23:54), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Игорь Карасёв


Возраст: 67
Зарегистрирован: 11.03.2009
Сообщения: 23
Откуда: Ростов -на -Дону
Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Пт, 26 Июн 2009, 23:53    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Хронология жизни Луганского Ивана Семеновича.

1912 г. Родился 2 октября (фактически 2 декабря) в г. Батайске (с.Койсуг)
Ростовской области в семье слесаря Луганского Семена Андреевича.
1924 г. Оканчивает 4-х летнюю школу №6 г. Батайска.
1929 г. Оканчивает 8-ми летнюю школу №45 г. Ростова-на-Дону.
1931 г. Оканчивает 10-ти летнюю школу №43 г. Ростова-на-Дону.
1931-1932 г. Работает агрономом-садоводом в Адыгее.

1932 г. Поступает на учебу в РМУ им. Г.Я. Седова
1933 г. Стажировка на учебном 3-х мачтовом парусном судне – собственности
училища баркентине «Вега».

1936 г. Окончил учебу в РМУ им. Г.Я. Седова.
1936-1938 г. Работает в Азово-Черноморском пароходстве (г. Жданов)
в качестве штурмана судов «Мариуполь» и «Красный моряк».

1938 – 1939 г. Учится в Ленинграде. Аттестован в лейтенанты
пограничной службы.
1939-1940 г. Командир пограничного катера 10- го погранотряда
близ города Владивостока.
1940 -1941г. Работает в городе Выборге.

1941-1942 г. Участвует в боевых действиях морской пехоты на Ораниенбаумском
пятачке Финского залива (г. Ломоносов).
1942 г. Участвует в августовском и ноябрьском боевых походах на подлодке
Л-3 «Фрунзовец» в качестве командира группы рулевых БЧ-1.
Награждается первым орденом «Боевого Красного Знамени».
1943 г. Командир БЧ-1 Подлодок Щ-318, затем Щ-407.
Награждён медалью «За оборону Ленинграда»
1944 г. Старший помощник командира подлодки Щ-307 «Треска» 3-го дивизиона
Балтийской бригады подлодок. За октябрьский боевой поход и потопление 6-ти
немецких транспортов награждён вторым орденом «Боевого Красного Знамени».
1945 г. За январский боевой поход на Щ-307 и потопление 2-х немецких транспортов награжден
третьим орденом «Боевого Красного Знамени». Награждён медалями: «За взятие Кенигсберга»,
«За Победу над Германией».

1946-1948 г. Служба на Щ-309 «Дельфин» и Н-30 (бывшая германская U-3041 XXI серии).
1948-1950 г. Старпом подлодки «Б-29» 4ВМФ. Награждён медалью «За боевые заслуги».
1950-1953 г. Старший командир – инструктор Рижского Военно-морского клуба Республиканского
комитета Досфлота Латвийской ССР ( г. Рига ).

1953-1954 г. Старпом подлодки Б-9 (бывшей Балтийской «К-56») 161 бригады подводных лодок
Северного флота г. Полярный. Награжден орденом «Красной Звезды».
1954-1955 г. Командир подлодки «Б-9» 241 бригады опытовых кораблей г.Северодвинск (Молотовск).
21.09.1955года принимает непосредственное участие в испытаниях атомного боевого
заряда торпеды «Т-5» (подводный взрыв) в губе Черная на Новоземельском полигоне.
Получил облучение – уволен в запас.

1955г -1995г Проживал в городах: Риге, Ленинграде, Кингисеппа, Грозном, Таганроге, Ростове-на-Дону,
Днепропетровске – где и похоронен.

Добавлено спустя 5 минут 10 секунд:



Добавлено спустя 3 минуты 18 секунд:

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей Акиндинов

ГКС

Возраст: 72
Зарегистрирован: 23.06.2006
Сообщения: 7689
Откуда: г. РИГА. Латвия.
Группы: 
[ 1975г. 151 рота ]
[ 1975г. 252 рота ]



СообщениеДобавлено: Сб, 27 Июн 2009, 0:10    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Цитата:
1942 г. Участвует в августовском и ноябрьском боевых походах на подлодке
Л-3 «Фрунзовец» в качестве командира группы рулевых БЧ-1.
Награждается первым орденом «Боевого Красного Знамени»


...так он вместе с нашим Крастелевым М.А. служил! Тот тоже был ком. БЧ-5 на Л-3... Вот здорово! Good
_________________
Больше о друзьях, чем о себе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Игорь Карасёв


Возраст: 67
Зарегистрирован: 11.03.2009
Сообщения: 23
Откуда: Ростов -на -Дону
Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Сб, 27 Июн 2009, 0:22    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

По просьбе родственников собираем информацию. Есть ещё более подробный материал. Выкладываю.

Добавлено спустя 2 минуты 25 секунд:

Его боевые субмарины и жизнь.

День победы – 9 мая невозможно представить без беспримерного подвига моряков героев Дважды Краснознаменного Балтийского флота. Значительный вклад в её приближение внесли моряки подводники, ставшие символом мужества и стойкости, нашей гордостью и болью за тех кто проявив героизм не вернулся с моря. Боевые походы подлодок Балтийцев золотыми буквами вписаны в летопись Великой Отечественной войны.
Шел завершающий этап победы над Фашизмом в Европе (октябрь 1944 - май 1945года). Германское командование пыталось морем вывезти крупные группировки своих войск, окруженных в Курляндии наступающими частями Советской Армии и тем самым усилить свою оборону Берлина. Ставка Верховного главнокомандования поставила перед подводными и другими силами Балтийского флота задачу сорвать морские перевозки противника.
Максимальное число наших подводных лодок было приковано к Либаве и Виндаве, откуда противник питал свои окруженные войска. Среди них была и Краснознаменная субмарина Щ-307 «Треска» под командованием капитана III ранга М.С. Калинина. Старшим помощником у командира подлотки был назначен наш земляк, уроженец г.Батайска капитан – лейтенант Луганский Иван Семенович. Выполнение боевой задачи нашей щукой проходил в период с 4.10 по 7.11.1944 года. В боевой обстановке в период между 4 и 8 октября 1944 года пройдя сложный путь из Кронштадта шхерным
фарватером от острова Лавенсари до острова Корпо Щ-307 уже 11.10.44г заняла позицию у фарватера ведущему к порту Виндава. Вечером 19.10.44г в 16 час 45 мин Щ-307 четырьмя торпедами потопила 6000 и 8000 тонные стоящие на якоре сухогрузы противника и повредила один танкер. В 17 час 21 мин Щ-307 всплыла под перископ. Танкер с сильно погруженной кормой накренился на левый борт, но держался на плаву. Результаты атаки наблюдали в перископ помощник командира корабля капитан- лейтенант Луганский И.С. и штурман подлотки. Ночью 29.10.06г крейсируя между портами Виндава и Либава Щ-307 атаковала двумя торпедами и отправила на дно Балтики транспорт противника вместимостью около 5000 тонн. Вечером 3.11.44г около 22 час Щ-307 обнаружила три транспорта в сопровождении двух сторожевых кораблей. Атакуя из надводного положения Щ-307 потопила транспорт противника «Скрунда» вместимостью около 2500бруттотон. Расстреляв боезапас снайперская субмарина Щ-307 7.11.44г вернулась с большой победой на базу в г.Турку(Финляндия).
Не менее удачно был осуществлен боевой поход Щ-307 в период с 4.01 по 1.02.1945 года. Выйдя 4.01.45г из г.Турку в море и затратив пять суток
на борьбу со штормом подлодка Щ-307 11.01.45г заняла позицию в районе порта Либавы. В первый же вечер атакуя немецкий конвой из надводного положения двумя торпедами она отправила еще одно судно противника на дно Балтики. Вечером 16.01.45г Щ-307 торпедировала транспорт противника « Генриетта Шульте» (1923 брт). Судно загорелось и утром следующего дня затонуло на мелководье. В последующие дни боевого похода обнаружить противника не удалось и Щ-307 в конце января возвратилась в г.Турку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6.03. 1945 года
подлодка Щ-307 была награждена орденом Боевого Красного замени.
Как я уже упоминал заместитель командира Щ-307 Луганский И.С. родился в г.Батайске 2 декабря 1912года. Успешно окончил начальную школу №6. Мальчик Ваня был способным, одарённым юношей и продолжил обучение в г.Ростове - на –Дону окончив школу №45, а затем №43. До войны она была с сельскохозяйственной специализацией, поэтому после её окончания юноша в течении года работал агрономом - садоводом в Адыгее.
И всё же душа тянулась к романтике моря. Как и во все времена мальчикам в юности снятся «голубые паруса», под которыми хочется пройти морскими дорогами и повидать далекие экзотические страны. Мечты сбываются и в 1932 году молодой юноша поступает в Ростовское мореходное училище имени легендарного полярного исследователя Г.Я.Седова. Помнятся годы учебы на факультете судоводителей и незабываемая стажировка на учебном парусном судне училища трехмачтовой баркентине « Вега». В 1936 году окончено училище и Иван Семенович штурман торгового флота. Двухгодичная работа в Азовском морском пароходстве, которое располагалось в г.Жданове. Помнятся ему первые суда «Мариуполь» и «Красный моряк». В апреле 1938 года по спецнабору отправился молодой штурман в морскую погранохрану. После годичной учебы в Ленинграде был аттестован, произведен в лейтенанты и направлен в погранвойска на Дальний Восток. Служил в погранотряде близ Владивостока командиром пограничного катера. В период войны с Финляндией отозван с Приморья в Прибалтику и до Великой Отечественной войны служил в городе Выборге. С началом войны участвовал в боевых действиях морской пехоты на берегу Финского залива – на Ораниенбаумском пятачке. С января 1942 года назначен командиром группы рулевых БЧ-1 Гвардейской подводной лодки Л-3 «Фрунзовец». О боевом походе на легендарной Л-3 в августе-сентябре 1942 года с упоминанием о нашем земляке подробно написано в книгах её командира П.Д.Грищенко «Соль службы», «Схватка под водой» и писателя-мариниста А.И.Зонина «Просоленные годы, дневник и рассказы». В 1943 году Иван Семенович воюет командиром боевой части №1 подлодки Щ-318, а затем на Щ-407. В 1944 году пройдя обучение в отряде подводного плавания имени С.М.Кирова 5 июля назначен старпомом субмарины Щ-307 и блестяще использует ценный опыт и полезные уроки своих командиров. После войны служит на Северном флоте уже в качестве командира крейсерской подводной лодки «Б-9» 161 бригады подводных лодок, а позднее возглавляет воинскую часть 77510 в г.Полярном Мурманской области. Участвует в испытании ядерного оружия и получает облучение. По выходе в отставку проживает в разное время в Ленинграде, Риге, Таганроге и в Ростове-на-Дону на улице Российской.
За ратные подвиги перед Родиной Иван Семенович награжден тремя орденами Боевого Красного знамени, орденом Красной звезды, многими медалями, в том числе «За оборону Ленинграда», которой очень гордился.
В Москве в парке у музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе на бетонном помосте стоят, как памятники, рубки подлодок- Краснознаменной Щ-307 и Гвардейской Л-3. Когда-то над рубками этих лодок взвивался военно-морской флаг Родины и их форштевни рассекали волны Балтийского моря. Холодная сталь рубок помнит и могучее пожатие глубины и зловещий скрежет минрепов и взрывы глубинных бомб. Как будто еще вчера над рубками старых субмарин мчались огненные ветры истории.
Пользуясь случаем и в связи с праздником Великой Победы, хочется от всей души поздравить всех ветеранов Великой Отечественной войны, посильный вклад в скорейшее окончание которой внес и мой родной дядя, наш земляк подводник Иван Семенович Луганский. Светлая память о нем навсегда сохранится в сердцах благодарных Ростовчан.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей Акиндинов

ГКС

Возраст: 72
Зарегистрирован: 23.06.2006
Сообщения: 7689
Откуда: г. РИГА. Латвия.
Группы: 
[ 1975г. 151 рота ]
[ 1975г. 252 рота ]



СообщениеДобавлено: Сб, 27 Июн 2009, 0:31    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

...вот дополнительная информация - http://forum.svvmiu.ru/viewtopic.php?t=1781 - по Л-3.
_________________
Больше о друзьях, чем о себе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Игорь Карасёв


Возраст: 67
Зарегистрирован: 11.03.2009
Сообщения: 23
Откуда: Ростов -на -Дону
Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Сб, 27 Июн 2009, 0:31    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Презентация экспозиции Луганского Ивана Семеновича открывшейся 23.04.2009года
в музее колледжа «Г.Я.Седова», в г. Ростове-на-Дону, с хронологией жизни и кратким комментарием.
Детство
1912 г. Родился 2 октября (фактически 2 декабря) в г. Батайске (западная часть города - село Койсуг)
Ростовской области в семье слесаря Луганского Семена Андреевича. Прадед Моисей и дед
Андрей были хлеборобами. Прапрадед родился в Днепропетровске, откуда был призван на службу в армию. Отец Семен Андреевич до Октябрьской революции служил на Северном Кавказе командиром отделения взвода в звании старшего сержанта.
Школьные годы
1924 г. Оканчивает 4-х летнюю школу №6 г. Батайска, которая была открыта в 1913 году.
Перед зачислением в 45 школу обучается у репетитора. Здание сохранено до
настоящего времени.
1929 г. Оканчивает 8-ми летнюю школу №45 г. Ростова-на-Дону пр. Ворошиловский 29.
Здание сохранено до настоящего времени.
1931 г. Оканчивает 10-ти летнюю школу №43 г. Ростова-на-Дону пр. Буденовский 64. Здание во
время войны было разрушено и отстроено на новом месте. Школа была с сельскохозяйственным уклоном.
1931-1932 г. Работает агрономом-садоводом в Адыгее.
«Седовка»
1932 г. Поступает на учебу в РМУ им. Г.Я. Седова г. Ростова-на-Дону ул. Седова 8.
1933 г. Стажировка на учебном 3-х мачтовом парусном судне – собственности
училища баркентине «Вега». Ранее это было финское судно «Тара», которое
совершало коммерческие рейсы на линии Европа - Южная Америка.

1936 г. Окончил учебу в РМУ им. Г.Я. Седова.
Черное море
1936-1938 г. Работает в Азово-Черноморском пароходстве (г. Жданов) в качестве штурмана
судов «Мариуполь», «Красный моряк», «Чайка» на которой был рейс в Германию.
Пограничная служба
1938 – 1939 г. Учится в Ленинграде. Аттестован в лейтенанты пограничной службы.
1939-1940 г. Командир пограничного катера 10- го погранотряда близ города Владивостока.
В период войны с Финляндией отозван в Ленинград.
1940 -1941г. Работает в городе Выборге.
Великая Отечественная война
1941-1942 г. Участвует в боевых действиях морской пехоты на Ораниенбаумском
пятачке Финского залива (г. Ломоносов).
1942 г. Участвует в августовском и ноябрьском боевых походах на подлодке
Л-3 «Фрунзовец» в качестве командира группы рулевых БЧ-1.
Награждается первым орденом «Боевого Красного Знамени» - 14.10.1942г. в актовом зале Октябрьской революции училища Фрунзе в Ленинграде (пр. Ком КБФ №62 от 22.09.42г.).
Боевые походы с участием ст. лейтенанта Луганского И.С. на подводной лодке Л-3 «Фрунзовец» описаны в книгах А.И.Зонина «Просоленные годы, дневник и рассказы» и П.Д. Грищенко «Соль службы», «Схватка под водой».
1943 г. Командир БЧ-1 Подлодок Щ-318 с 3.02 по 3.07.1943 года (командир капитан 3-го ранга Бутышкин Н.Н.), а затем с 3.07 по 12.01.1944г. Щ-407 (командир капитан 3-го ранга
Бочаров П.И.). Награждён медалью «За оборону Ленинграда», которой очень гордился.
1944 г. Старший помощник командира подлодки Щ-307 «Треска» 3-го дивизиона Балтийской
бригады подлодок. (командир Щ-307 капитан 3-го ранга Герой Советского Союза
Калинин М.С. ). За октябрьский боевой поход и потопление 6-ти немецких транспортов награждён вторым орденом «Боевого Красного Знамени» (пр. Ком КБФ №138 от 4.11.44г.).
Участие в боевом походе на Щ-307 с 4.10 по 7.11.1944 года.
Между 4 и 8 октября 1944 года пройдя сложный путь из Кронштадта шхерным фарватером от острова Лавенсари до острова Корпо Щ-307 уже 11.10.44г. заняла позицию у фарватера ведущего к порту Виндава. Вечером 19.10.44г в 16 часов 45 мин. Щ-307 четырьмя торпедами потопила 6000 и 8000 тонные стоящие на якоре сухогрузы противника и повредила один танкер. В 17 часов 21 мин Щ-307 всплыла под перископ. Танкер с сильно погруженной кормой накренился на левый борт, но держался на плаву. Результаты атаки наблюдали в перископ помощник командира капитан – лейтенант Луганский И.С. и штурман. Ночью 29.10.44г крейсируя между портами Виндава и Либава Щ-307 атаковала двумя торпедами и отправила на дно Балтики транспорт противника вместимостью около 5000 брт. Вечером 3.11.44г. около 22 час Щ-307 обнаружила три транспорта в сопровождении двух сторожевых кораблей. Атакуя из надводного положения Щ-307 потопила транспорт противника «Скрунда» вместимостью около 2500 брт. Расстреляв боезапас снайперская субмарина Щ-307 7.11.44г. вернулась с большой победой на плавбазу «Смольный» в г.Турку. Так как на этот момент соглашения о ремонте наших субмарин на судоремонтных заводах Финляндии не было заключено, то ремонт Щ-307, как и пришедшей два дня позднее из похода Щ-407 вероятно осуществлялся в Кронштадте и продолжался до января 1945 года.
Информация о периодах войны с 7.11.44г до 4.01.45г и с 2.02 до 9.05.45г о капитане - лейтенанте Луганском И.С. требует уточнения. Так при жизни Иван Семенович рассказывал о боевых походах на других субмаринах 3-го дивизиона бригады подлодок Балтики. Его воспоминания совпадают с описанным в книге Морозова М.Э. и К.Л. Кулагина «Щуки» и писателя Дмитриева В.И. «Атакуют подводники» исторического боевого похода подлодки Щ-309 «Дельфин» с 18.02 по 4.03 1945г, где указан источник - Центральный Военно-Морской музей – рукописно - документальный фонд - д. 243, л.л. 42 об.- 44, 45 об. Он говорил, что не любил сидеть на берегу, когда Щ-307 длительные месяцы находилась на ремонте и сам просил командование направить его в море на другой подлодке. Так в ноябре-декабре 1944 года, а так же после январского 1945 года боевого похода и до конца войны подводная лодка Щ-307 находилась на ремонте. В книге Морозова М.Э. и К.Л. Кулагина «Советский подводный флот» (стр.388) пишется о проблемах комплектования офицерских кадров, что вероятно и послужило причиной участия Луганского И.С. в боевых походах на других субмаринах 3-го дивизиона бригады подлодок Балтики.
Иван Семенович рассказывая об очередном боевом походе и говорил, что командиром подлодки в декабрьском 1944г. походе был Бочаров П.И., торпедирование транспорта осуществлялось с заходом в бухту противника – (4 декабря 1944 года в Пуцком заливе Щ-407 потопила германский теплоход «Зеебург»). В послужной карте Ивана Семеновича отмечено, что еще раньше с 3.07.43г. по 12.01.1944 года он служил командиром БЧ-1 на подлодке Щ-407 где командиром вновь был назначен капитан 3-го ранга Бочаров П.И., поэтому вероятно и взял его, как опытного старпома, на период ремонта (с 7.11.44 по 4.01.45г) Щ-307 в этот боевой поход. Тем более, что ремонт Щ-307 и Щ-407 вероятно проводился в одном месте.
Далее - племянник Луганский Василий Петрович спросил у Ивана Семеновича, находясь у него в гостях в Ленинграде в1985 году - «Где Вы встретили 9 мая 1945 года», он ответил, что в море, в боевом походе и даже торпедировали субмарину противника находившуюся в надводном положении без хода. Известно, что 9 мая 1945 года из состава 3-го дивизиона бригады подлодок КБФ Щ-303, Щ-307, Щ-318 находились на ремонте, Щ-310 вернулась в базу 26.04.45г, где и встретила День Победы, Щ-309 тоже находилась в походе с 30.03 по 10.05.1945, но Луганский И.С. не мог быть на ней, так - как согласно архивной справки ЦВМА приказом комдива №011 от 11.04.1945г он был назначен председателем комиссии по проверке секретного делопроизводства. При жизни он говорил, что День Победы встретил в боевом походе. Следует, что его встреча Дня Победы была на подлодке Щ-407, которая вышла в боевой поход 19.04.1945года.

1945 г. За январский боевой поход на Щ-307 и потопление 2-х немецких транспортов награжден
третьим орденом «Боевого Красного Знамени» (пр. Ком КБФ №30 от 13.03.45г.). Награждён медалями: «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией».
Боевой поход Щ-307 «Треска» с 4.01 по 1.02.1945 года.
Выйдя 4.01.45г. из Турку в море и затратив пять суток на борьбу со штормом Щ-307 11.01.45 заняла позицию в районе порта Либавы. В первый же вечер атакуя немецкий конвой из надводного положения двумя торпедами отправила на дно Балтики еще одно судно противника.
Вечером 16.01.45г. Щ-307 торпедировала транспорт противника «Генриета Шульте» (1923 брт). Судно загорелось и утром следующего дня затонуло на мелководье. В последующие дни боевого похода обнаружить противника не удалось и Щ-307 в конце января возвратилась в г. Турку где и простояла до конца войны.
Принимая во внимание прижизненный рассказ о войне требуется уточнить участие Луганского И.С. в боевом походе на Щ-309 «Дельфин» с 18.02 по 4.03.1945 года, так как отдельные эпизоды совпадают с его рассказом и логическим рассуждением об этом периоде.
18 февраля 1945 г. Гвардейская субмарина под командованием капитана 3-го ранга П.П.Ветчинкина вышла в море и вечером 22-го февраля заняла позицию у Либавы. Поход обеспечивал комбриг контр-адмирал С.Б. Верховский, которому позднее присвоили звание Героя Советского Союза (сведения из Интернета). Утром 23 февраля в 6 часов «Дельфин» успешно атаковал конвой: крупный транспорт шел в охранении двух боевых кораблей. Три торпеды одна за другой устремились к судну. И почти сразу же раздался оглушительный грохот взрыва – командир атаковал с очень короткой дистанции. Транспорт окутавшись клубами дыма, стал медленно погружаться. Было потоплено немецкое турбинное судно «Гёттинген» (6267брт). На борту судна находилось 1300 солдат маршевого пополнения для курляндской группировки, из которых около сотни погибло. Противник обнаружил подводную лодку. На неё резко повернул вражеский тральщик. Срочное погружение. Командир маневрируя под водой, пытался увести Щ-309 из-под удара. Но шум винтов тральщика слышался все четче. Тогда Ветчинкин, приказав остановить электромоторы, положил лодку на грунт. Глубиномер показывал 60 метров. Был остановлен гирокомпас. Все замерло, притихло в отсеках. Гитлеровцы яростно швыряли в воду глубинные бомбы. В течение 5 часов немецкие тральщики преследовали лодку, сбросив 36 глубинных бомб.
От сотрясения корпуса в лодке погасли лампы освещения, посыпались на палубу стекла приборов. В результате бомбардировки временно вышел из строя командирский перископ, появились вмятины в прочном корпусе. Серии бомб рвались совсем рядом то с одного, то с другого борта. Так продолжалось на протяжении пяти часов. А потом, вражеский корабль (это был тральщик «М-801»), послав своему командованию донесение о потоплении советской подводной лодки, ушел из этого района. Иван Семенович вспоминал, что возвращаться с того света, при неработающих навигационных приборах, пришлось на ощупь – по исчислениям, в которых он как опытный штурман принимал непосредственное участие. Всем смертям назло - «Щ-309» 3 марта, взломав тонкий звенящий ледок, всплыла у входа в финские шхеры и вскоре вошла в базу. (ЦВММ, рукописно - документальный фонд, д. 243, л л. 42об. - 44об, 45 об.).
В связи с выше изложенным и сравнив прижизненные рассказы о боевых походах в 1944-1945 годах необходимо уточнить:
1. Участвовал ли капитан-лейтенант Луганский И.С. в составе экипажа подлодки Щ-407 (командир Бочаров П.И.) в двух боевых походах, которые проходили с 24.11 по11.12.1944г
и с 19.04.1945 по 11.05.1945г.
2. Участвовал ли капитан-лейтенант Луганский И.С. в составе экипажа подлодки
Щ-309 «Дельфин» (командир капитан 3 ранга Ветчинкин П.П.) в боевом походе, который проходил с 18.02 по 4.03.1945г.
Из архива ЦВМА ответили, что вахтенные журналы Щ-407 и Щ-309 этого периода на хранение в ЦВМА г. Гатчины не поступали. Поэтому просим читателей оказать содействие в получении весьма нужной для нас исторической информации.
Источники информации мы предполагаем следующие:
1. Институт военной истории Минобороны РФ
119330 г. Москва Университетский пр. 14
2. Архив Минобороны РФ г. Подольск
3. Историческая группа Главного штаба Главнокомандующего
ВМФ РФ 105175 г. Москва Начальник службы информации
Дыгало Игорь Викторович тел. Факс 8(495) 604-37-60, Тел.604-21-16, 604-33-13
4. Центральный Военно-Морской музей 199034 г.Санкт-Питербург
Биржевая пл. д.4 тел. Факс 8(812) 328-27-01, 328-25-02.
5. Ежеквартальные политдонесения начальника политотдела бригады подлодок Балтийского флота в Политуправление ВМФ капитана 2-го ранга С.С. Жамкочьян (с 22.12.1944г по 9.05.1945г).
В книге авторов М.Э. Морозов, К.Л.Кулагин « Советский подводный флот 22-45гг.» описывается, что по боевым походам оформлялись следующие документы: Боевой приказ, вахтенный журнал, журнал боевых действий. Как информируют нас моряки в приказе должен быть отражен состав экипажа уходящей на боевое задание подлодки - поэтому в личных делах командиров Щ -309 Ветчинкина П.П. и Щ-407 Бочарова П.И. они должны быть.
После похода: Донесение командира, легенду о боевых столкновениях с подробным журналом боевых действий оформлял старпом. Согласно приказа ВМФ №00304 от24.08.42г штабы бригад подлодок отчеты о походах ежеквартально направляли в Управление подводного плавания ВМФ, Главный морской штаб и Исторический отдел ГМШ.
Сейчас в ЦВММ в Санкт - Питербурге вероятно сохранились донесения с выписками из вахтенных журналов, кальками маневрирования за каждый день похода и кальками маневрирования в ходе боевых столкновений.
Писатель - маринист П.Д.Грищенко – командир Л-3 обратился в Центральный Военно –Морской музей и его работники с любезностью представили ему вахтенный журнал с его подлодки августо- сентябрьского боевого похода 1942 года.
Послевоенный период
1946-1948 г. Служба на Щ-309 «Дельфин» и Н-30 (бывшая германская U-3041 XXI серии).
1948-1950 г. Старпом подлодки «Б-29» 4 ВМФ. Награждён медалью «За боевые заслуги».
1950-1953 г. Старший командир – инструктор Рижского Военно-морского клуба Республиканского
комитета Досфлота Латвийской ССР (проживал в центре г. Риги ул. Яула, д.19, кв.2).
Северный флот г. Полярный
1953-1954 г. Старпом подлодки Б-9 (бывшей Балтийской «К-56») 161 бригады подводных лодок
Северного флота г. Полярный. Награжден орденом «Красной Звезды» (Указ Пр. ВС СССР
от 30.04.54г.)
Новоземельский полигон
1954-1955 г. Командир подлодки «Б-9» 241 бригады опытовых кораблей г. Северодвинск (Молотовск),
(затем по справке ЦВМА от 9.02.1998г .№22244 г. Гатчина из послужного списка командир в/ч №77510).
21.09.1955года принимает непосредственное участие в испытаниях атомного боевого
заряда торпеды «Т-5» (подводный взрыв) в губе Черная на Новоземельском полигоне.
Согласно постановления Совета Министров СССР от 25 августа 1955 года было принято решение о проведении испытания на Новой Земле ядерного заряда торпеды «Т-5». Задача личного состава полигона состояла в регистрации параметров ядерного взрыва и фиксации поведения военно - морской техники во время взрыва. Обслуживание измерительной аппаратуры велось прикомандированными специалистами и сотрудниками полигона.
Поход в атомный ад прославленной К-56 (Б-9) начинался в Северодвинске. В 1955-м Иван Семенович уже самостоятельно командует подлодкой Северного флота Б-9. Назначение на должность командира произошло 11 сентября 1954г - за 6 дней до директивы ВМФ о создании полигона и уже в апреле 1955года он получил приказ: «прибыть в Молотовск (г.Северодвинск) для переоборудования подлотки. Цель «переоборудования» не объяснялась. Но, как отмечает в своих воспоминаниях Иван Семенович, «по факту переукомплектования, замены части экипажа более устойчивыми в моральном отношении офицерами и матросами, а так же по вниманию особого отдела бригады становилось очевидно, что задачи предстоит решать необычные и весьма ответственные...»

241-я бригада
Летом 1955 года лодка Б-9 перешла в Молотовск и стала у причала завода № 402. По словам Ивана Семеновича, ее встретила группа инженеров завода. Только после обстоятельного разговора с ними стала проясняться цель «переоборудования», как, впрочем, и дальнейшая судьба корабля, но вслух об этом тогда не говорили... За год до этого на Новой Земле был создан испытательный полигон. Для изучения «факторов воздействия» атомного оружия на боевую технику требовались корабли-цели. Поэтому приказом командования в Молотовске организовали 241-ю бригаду опытовых кораблей. Ее возглавил капитан I ранга П.А. Бертяшкин. В состав бригады с Северного флота - была включена участница Великой Отечественной крейсерская Б - 9 , бывшая Балтийская К-56.. Она не раз швартовалась то у причалов завода № 402, то на Яграх для специального «переоборудования». Все работы выполнялись ускоренными темпами. На подлотке главным образом монтировались приборы: для регистрации воздействия ударной волны, дозиметрические - для замеров проникающей и остаточной радиации, а также измерители светового излучения по проекту №218, который выполнили ЦКБ-54 и ЦКБ-55 Минсудпрома. Уже в конце июля первая группа кораблей прибыла к Новой Земле...
Время «Ч» Корабли расставили на бочках по разработанному плану - дальше или ближе к эпицентру запланированного взрыва. В «эпицентр» поставили минный тральщик-стотонник пр.253-Л. На мачте его смонтировали ядерный боезаряд, который подрывался по радиосигналу.
Подлодку Б- 9 расположили в 8000 метрах от тральщика, на котором планировалось подорвать ядерный боезаряд торпеды «Т-5», как бы в подвешенном состоянии: с помощью якорей и тросов. Б-9 была установлена на перископной глубине - 9 метров, удифферентована с небольшой отрицательной плавучестью. Взрыв атомного боевого заряда, опущенного на глубину примерно 10 метров, был произведен 21 сентября 1955года в 8ч.00 мин. Иван Семенович описывал свои впечатления так: «Мне в числе нескольких командиров на защищенном наблюдательном пункте, на расстоянии в 8-10 км от эпицентра взрыва «посчастливилось» увидеть и услышать жуткое зрелище, наблюдая его в специальное оптическое устройство. Раздался негромкий хлопок, поверхность над местом взрыва закипела, вспучилась и тут же начал подниматься водяной столб, внутри которого горящие газы образовали ярко светящийся стержень. Буквально через мгновение на вершине столба вырос огненный купол грибовидного облака, а от его подножия во все стороны пошли большие волны, а вверх взметнулись раскаленные обломки тральщика, корабля - «смертника», находящегося в эпицентре взрыва, выполнившего историческую роль на первом этапе флотских испытаний. Я был поражен увиденным и тем, как может грохотать и гудеть земля под ногами, как неведомая сила ударной волны сметает все на своем пути, а световое излучение сжигает объекты и корабли цели... Грибовидное облако удалялось на восток, в сторону Карского моря, распространяя на своем пути радиоактивные осадки, разрушение, гибель опытовых объектов и всего созданного природой. Вскоре оно исчезло из виду, и наступила мертвая тишина...» Б - 9 - пострадала незначительно, оставаясь в том же положении (видны перископ и антенна), но через 30 часов погрузилась и повисла на стропах понтонов. Из-за нарушения плотности сальников в корпус поступило около 30 т воды и залило электродвигатели. Большинство повреждений на Б-9 в дальнейшем было устранено прибывшим на неё личным составом за 3 дня. Поэтому вскоре с помощью спасателей после тщательной дезактивации все уцелевшие корабли стали готовить к переходу в Северодвинск. Позже все они вернулись к причалам 241-й бригады. Иван Семенович, вследствие проводимых после испытания мероприятий, получил облучение и приказом Главнокомандующего ВМФ № 00616 от 22.10.1955 г. уволен в запас по Рижскому ГВК. Личного дела в архивах ЦВМА г. Гатчина и МО г. Подольск – нет. Возможно хранение в архиве Калининградского облвоенкомата. В 1956 году атомные взрывы на Новой Земле не проводились - действовал мораторий.

После службы в подводном флоте.
В городе Ростове на - Дону проживал на улице Российской . Помнится работал матросом на речном трамвайчике у Ворошиловского моста на Дону.
1955г -1995г Проживал в городах: Риге, Ленинграде, Каменск -Уральске, Кингисеппа, Грозном, Таганроге, Ростове-на-Дону, Днепропетровске – где и похоронен.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей Акиндинов

ГКС

Возраст: 72
Зарегистрирован: 23.06.2006
Сообщения: 7689
Откуда: г. РИГА. Латвия.
Группы: 
[ 1975г. 151 рота ]
[ 1975г. 252 рота ]



СообщениеДобавлено: Сб, 27 Июн 2009, 0:43    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Цитата:
1955г -1995г Проживал в городах: Риге


значит, его судьба и переплелась с Героем Советского Союза Богорад С.Н. - вот мой очерк - да и служили они во время ВОВ в одной дивизии - http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=153609 -
_________________
Больше о друзьях, чем о себе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Игорь Карасёв


Возраст: 67
Зарегистрирован: 11.03.2009
Сообщения: 23
Откуда: Ростов -на -Дону
Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Сб, 27 Июн 2009, 10:22    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Сергей, спасибо! Хорошее дополнение. Здорово , что всё так переплетается.
Наша старейшая мореходка "Седовка" выпустила много достойных людей, в том числе и подводников. Например ГСС Лунина. В музее училища хранятся его личные вещи. В 2007 году в Ростове открыли школу им. Лунина. Но это отдельная история.

Добавлено спустя 5 минут 35 секунд:

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Юрий Анатольевич


Возраст: 65
Зарегистрирован: 15.07.2011
Сообщения: 34
Откуда: Россия, Калининград
Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Ср, 14 Мар 2012, 13:06    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Командный состав Л-3, 1942г... И.С. Луганский стоит крайним справа..
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей Акиндинов

ГКС

Возраст: 72
Зарегистрирован: 23.06.2006
Сообщения: 7689
Откуда: г. РИГА. Латвия.
Группы: 
[ 1975г. 151 рота ]
[ 1975г. 252 рота ]



СообщениеДобавлено: Ср, 14 Мар 2012, 13:13    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

Юрий Анатольевич писал(а):
Командный состав Л-3, 1942г... И.С. Луганский стоит крайним справа..


СПАСИБО!
Классная фотка! В середине стоит НАШ Михаил Андроникович Крастелев!

_________________
Больше о друзьях, чем о себе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Юрий Анатольевич


Возраст: 65
Зарегистрирован: 15.07.2011
Сообщения: 34
Откуда: Россия, Калининград
Группы: Нет


СообщениеДобавлено: Ср, 14 Мар 2012, 17:08    Заголовок сообщения:   Ответить с цитатой

СПАСИБО!
Классная фотка! В середине стоит НАШ Михаил Андроникович Крастелев!
[/quote]
Забыл подписать..
Стоят (слева направо): ?старшина группы трюмных машинистов М.В. Вальцев, неизвестный, ?боцман мичман К.Е. Настюхин, командир БЧ-5 М.А. КРАСТЕЛЕВ, командир БЧ-2-3 И.А. ДУБИНСКИЙ, командир группы рулевых старший лейтенант И.С. ЛУГАНСКИЙ. Сидят: командир БЧ-1-4 старший лейтенант А.И. ПЕТРОВ, командир лодки П.Д. ГРИЩЕНКО, старшина группы электриков и группы движения Н.И. ШЕВЯКОВ, помощник командира В.К. КОНОВАЛОВ, старшина группы торпедистов С.И. СИДОРОВ...
В ночь на 14 июля 1942г. лодка перешла из Ленинграда в Кронштадт.. и вернулась в город на Неве уже после Победы..
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов СВВМИУ.ru -> Страницы истории ВМФ Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Сохранить тему
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB