|
СВВМИУ.ru Всем выпускникам СВВМИУ (Голландия) и основателю сайта А. Другову посвящается
|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Вт, 20 Сен 2016, 15:01 Заголовок сообщения: Ещё об аварии на "К-19". |
|
|
К-19: сигнал SOS. P.S. 3: Сюрпризы издания воспоминаний.
http://nvs.rpf.ru/nvs/forum/0/co/143179.htm _________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Александр Ляпин
Возраст: 70 Зарегистрирован: 30.03.2007 Сообщения: 1841 Откуда: 47,3 км от ГШ ВМФ Группы:
|
Добавлено: Вт, 20 Сен 2016, 17:25 Заголовок сообщения: |
|
|
В сети можно найти воспоминания КЭТД К-19 Погорелова "Перекрёстки судьбы. (Эскизные зарисовки члена первого экипажа подводного атомохода К-19)".
На фотографиях автор (в настоящее время проживает в Киеве):
В этой же книге опубликованы воспоминания командира К-8 "ОТКРОВЕНИЕ. РЕПОРТАЖ ИЗ ДАЛЁКА (Исповедь командира подводного атомохода)".
К сожалению у Погорелова техническая сторона аварии практически не освещена. _________________ член КПСС с 1978 г. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Александр Скиба
Возраст: 70 Зарегистрирован: 13.03.2009 Сообщения: 5463 Откуда: Новороссийск Группы:
|
Добавлено: Вт, 20 Сен 2016, 18:51 Заголовок сообщения: |
|
|
В.И. Боднарчук со свойственной ему скрупулезностью подробно описал аварию на К-19. На мой взгляд, это наиболее достоверный источник. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Александр Ляпин
Возраст: 70 Зарегистрирован: 30.03.2007 Сообщения: 1841 Откуда: 47,3 км от ГШ ВМФ Группы:
|
Добавлено: Вт, 20 Сен 2016, 19:41 Заголовок сообщения: |
|
|
Моё мнение полностью совпадает. _________________ член КПСС с 1978 г. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Ср, 23 Ноя 2016, 10:12 Заголовок сообщения: |
|
|
Вот ещё об аварии на "К-19", написано нашим выпускником 1976 года, Сафоновым:
http://andreeva.1gb.ru/story/k19book/k19.pdf _________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Пт, 20 Июл 2018, 15:37 Заголовок сообщения: |
|
|
Всплыла на просторах интернета:
_________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Александр Скиба
Возраст: 70 Зарегистрирован: 13.03.2009 Сообщения: 5463 Откуда: Новороссийск Группы:
|
Добавлено: Сб, 21 Июл 2018, 10:27 Заголовок сообщения: |
|
|
[quote="Иван Лукашенко"]Вот ещё об аварии на "К-19", написано нашим выпускником 1976 года, Сафоновым:
О Толе и его сочинениях В.И.Боднарчук тоже рассказывает в своей книге. Кстати, когда-то мы обсуждали тему Андреевой губы и его рассказах об этом. Потом всплыли его леденящие душу воспоминания об учебе в училище. В общем, А.Сафонова я бы не рекомендовал читать вообще. Чернуха, самовоспевание собственного героизма и очень много надуманного |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Вт, 07 Авг 2018, 21:36 Заголовок сообщения: |
|
|
24 февраля 1972 года, песня с тех времён:
https://www.youtube.com/watch?v=E4eAdWVBvsE _________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Сб, 22 Дек 2018, 6:08 Заголовок сообщения: |
|
|
Какого года выпуска, какой системы этот человек, не знаю. На Одноклассниках появилась такая заметка:
Заметка Валентины Попович (Троханенко)
вчера 22:57
Сегодня 21 декабря 2018 в Мурманске умер кап. 3 ранга Крайкин Юрий Дмитриевич - кгду апл к19 _________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Пн, 02 Сен 2019, 13:18 Заголовок сообщения: |
|
|
Слова известной песни, поётся под гитару и стопку водки в память погибших:
Автономке конец, Путь на базу домой.
Лодку тихо волною качает…
Спит девятый отсек, Спит девятый жилой,
Только вахтенный глаз не смыкает.
Спит девятый отсек, Спит девятый жилой,
Только вахтенный глаз не смыкает…
Что он думал тогда, может, дом вспоминал,
О друзьях, о знакомых, любимой.
Только запах чужой мысли вдруг оборвал -
Что такое?! Несет вроде дымом.
Доложить - ерунда. Не уйдешь никуда,
А в центральном ведь люди - не боги...
Пламя рвет и ревет, но нажать он успел
Перезвон аварийной тревоги.
Отзывается сердце на каждый удар -
Тщетно ищут спасенья в девятом.
И открыли бы им - смерть войдет и сюда!
И седеют от криков в десятом…
Тишина... Тишина... Нет страшней тишины...
Так запомните люди живые:
Двадцать восемь парней без беды, без войны
Жизнь отдали, чтоб жили другие!
Встаньте все, кто сейчас водку пьет и поет!
Встаньте и выпейте стоя!
Наш ракетный подводный, наш атомный флот,
Отдает честь погибшим героям!
Наш ракетный подводный, наш атомный флот,
Отдает честь погибшим героям! _________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Пн, 02 Сен 2019, 21:49 Заголовок сообщения: |
|
|
А это слова песни, которые не поют, вроде как утрачены .Написал песню уцелевший моряк -турбинист с "К-33", ходил прикомандированным
А в девятом борьба, ставка жить, иль не жить,
гидравлические рвутся трубы,
смерти страх переборку восьмого открыл,
- путь огню, дым и новые трупы...
Дан в отсек ВПЛ, но огонь не поник,
и все ищут спасенья в десятом.
Сквозь удары туда чуть доносится крик:
- "Что ж вы держите сволочи, гады.
А в девятом, кто встал, кто услышал сигнал,
за себя и за лодку сражались.
Ну а те, кто не встал так и не услыхал, не почувствовал, как умирают
И открыть бы, да нет, смерть войдёт и туда... И седеют от криков в десятом.. _________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому... |
|
Вернуться к началу |
|
|
ВаСилыч
Группы: Нет
|
Добавлено: Вс, 26 Апр 2020, 13:34 Заголовок сообщения: |
|
|
Последний раз редактировалось: ВаСилыч (Вс, 02 Авг 2020, 13:45), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Вс, 26 Апр 2020, 20:59 Заголовок сообщения: |
|
|
ВаСилыч писал(а): |
Но меня больше волновало списание гидравлики по цене 2.10 руб. за литр. Очень дорого по тем временам. |
Пробую сейчас расшевелить свои мозги по теме корабельной гидравлики, но получается туго. У нас на лодке 658М проекта в 1972 году, когда я пришёл на неё после выпуска, использовалось масло веретённое марки АУ, им была "заправлена" судовая и рулевая лодочные системы. Сейчас, пока сюда не зашли мастера подводного удара, механики с больших пароходов типа 667Б проекта, пробую вспомнить хоть что-то из своего, лейтенантского той поры. Я сразу был определён в 10-й отсек, где над головой шоркали, скрипели и цвыркали гидралические пресса для перекладки вертикального, малых и больших КР, на ту пору везде висели банки и в них через неплотные манжеты при перекладке рулей, капала гидравлика (образовывались потери). В общем , эта гидравлика постоянно куда-то утекала по всему кораблю и приходилось её списывать, к слову, она была горючая. КДЖ той поры Дзержинец каптри Колосов Анатолий Никитыч, был уже не молодым болезненным мужчиной и как-то сразу меня стали учить на трюмного, заставляя полюбить это ремесло. Гидравлику с удовольствием растаскивали в канистрах немногочисленные в ту пору автолюбители для промывки движков своих железных коней при замене масла. Вот я и думаю, возможно ошибаюсь, что цену 2 руб. 10 коп. за 1 литр веретёнки тогда и залудили, чтобы её не тырили... Только в 1976 году при заходе в Ростинский 35 завод , нам поменяли веретёнку на негорючую гидравлику марки ПГВ (вроде так). Но и эту списывать было не дёшево. _________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому... |
|
Вернуться к началу |
|
|
ВаСилыч
Группы: Нет
|
Добавлено: Пн, 27 Апр 2020, 10:19 Заголовок сообщения: |
|
|
Последний раз редактировалось: ВаСилыч (Вс, 02 Авг 2020, 13:46), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Пн, 27 Апр 2020, 11:18 Заголовок сообщения: |
|
|
ВаСилыч писал(а): |
Мне сразу досталась лодка с ПГВ, поэтому про АУ я знал только изучая аварийные ситуации, связанные с ней. |
Напишу то, что было и о чём в официальных документах никто никогда в прямой связи не писал и не указывал, я о пожаре на АПЛ "К-19" , имевшем (как теперь стало модно говорить) место быть 24 февраля 1972 года, после которой 04 апреля притащили аварийную лодку в Окольную и там уже разбирались .
Причина пожара на лодке возникла из-за возгорания гопкалитового патрона фильтра ФМТ-200Г, т.е. вентилятор охлаждения (обдува) остановился, а подогрев патрона не выключился, не сработал по выставленной уставке. И ладно, всё верно, фильтр, но... Буквально за дня три до аварии, была обнаружена очередная утечка в системе рулевой гидравлики, стали искать и обнаружили её в 9-ом отсеке. Конкретное место находилось по правому борту в каюте рефрижераторщиков под вторым справа диваном прямо по соединительному фланцу. Колдовали с ней , колдовали и завершили ремонт тем, что обмотали место течи (она была незначительной, но была) саржевой сеткой (идёт на фильтра в систему подпитки) слоёв в пять и заклетневали с двух сторон. Под место течки подставили алюминиевую камбузную миску и её надо было периодически осушать. Лодка после автономки шла в базу и вскорости эту течку рассчитывали заделать в заводе. Да, в аварию попал 345 экипаж , принявший корабль для выполнения задач БС. КДЖ на ней был выпускник Дзержинки Сизов Василий Яковлевич, он же и был ВИМом в момент аварии. Я всё это к чему? К гидравлике АУ, очень она гигроскопична и как она там нашла себе дорожку с правого борта на левый, можно догадываться, но она капала на фильтр ФМТ-200Г, установленный палубой ниже в аккурат под корабельным камбузом, этот фильтр и вспыхнул. Из аварии живыми вышли КДЖ и КДД , а вот ЭТД наш выпускник 25 роты 1963 года Цыганков Лев Григорьевич, погиб, лежит на Братском кладбище. Как говорится , мёртвого уже не поднять, а живым надо жить, вот и появилась убедительная версия о не сработавшей автоматике по электрике.
Василий Яковлевич Сизов получил за аварию медаль ЗБЗ, она у него была вторая , орден Красной Звезды получил киповец Давыдов, который остался в задраенном 10-ом отсеке вместе с матросами под руководством Бориса Полякова, тот получил орден Боевого Красного Знамени. В 10-м отсеке Поляков с Давыдовым играли в шахматы, там их и застал пожар. Поляков, как бывший командир 10 отсека, взял командование на себя, а Давыдов был при нём и слегка комплексовал. Штатным командиром 10 отсека был Слава Хрычиков(151-1971) , он выскочил с вахты с ПУ ГЭУ и хлебнув СО, погиб в 8-ом отсеке, пытаясь прикрыть лицо платочком.
Василия Яковлевича Сизова очень долго мордовали, но потом помиловали и дали ему с большущей задержкой каптри. К слову, Сизов дал мне рекомендацию для вступления в КПСС. А его забрал в штаб 17 дивизии на должность СПНШ, бывший командир 345 экипажа, в ту пору уже командир 17 дивизии контр-адмирал Логинов. Там, в штабе 17 дивизии, Василий Яковлевич получил 2 ранга и благополучно убыл из Гремихи на ДМБ. Вот как-то так, это я о гидравлике АУ. _________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому...
Последний раз редактировалось: Иван Лукашенко (Пн, 27 Апр 2020, 19:49), всего редактировалось 2 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
|
ВаСилыч
Группы: Нет
|
Добавлено: Пн, 27 Апр 2020, 14:31 Заголовок сообщения: |
|
|
Последний раз редактировалось: ВаСилыч (Вс, 02 Авг 2020, 13:45), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Вт, 28 Апр 2020, 11:39 Заголовок сообщения: |
|
|
Тимофеев Владимир писал(а): | А где Биле-мицне и молоко в ФМТ-200Г? | Да не расстраивайтесь так, я обязательно посты на Флотскую тематику сгруппирую и отсюда перенесу... Вот сейчас пока нашло вдохновение, пробую собрать в единое фамилии офицеров БЧ-5 345 экипажа, именно тех, кто попал в аварию. Случается путаница с офицерами первого экипажа "К-19", которые тогда в море не ходили. Вот только разобрался с путаницей в собственной лейтенантской голове: Минаев и Миняев, помню обеих капитанов 2 ранга по той поре и ихние рассказы . Второй как раз и есть ком.БЧ-5 , руководивший борьбой за живучесть...
Получил уточнение:
Ваня! Фамилия его Минаков. Кстати его и штурмана убрали сразу на буксир, они сотворили такую панику, что все офицеры сразу перестали с ними общаться. По окончании эпопеи по спасении экипажа с ними никто не захотел общаться и дальнейшая судьба их неизвестна для широкого круга. Сын одного из них еще служит в ВМФ. Командир группы БЧ-2 , по-моему капитан-лейтенант Комиссаров, его судьба неизвестна.Ваня! Времени прошло много, возможно я кое-что спутал. _________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому...
Последний раз редактировалось: Иван Лукашенко (Ср, 06 Май 2020, 13:37), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Ср, 29 Апр 2020, 21:46 Заголовок сообщения: |
|
|
Вроде в голове у меня всё складывается, это я о офицерах БЧ-5 345 экипажа, попавших в аварию 24 февраля 1972 года на АПЛ "К-19"... Есть ещё моменты, задал я вопросы, обожду ответы и тогда уже попробую изложить на бумаге..
Уточнение:
[05.05.2020 21:09] Виктор Герасименко: Да, точно, штурман Ким Костин. Штурманенок Толя Орлов.Кстати Валя Заварин умер лет пять или шесть назад. Это года три назад умер Рудик Миняев. _________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому...
Последний раз редактировалось: Иван Лукашенко (Ср, 06 Май 2020, 13:39), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Пт, 01 Май 2020, 9:38 Заголовок сообщения: |
|
|
Иван Лукашенко писал(а): | Вроде в голове у меня всё складывается, это я о офицерах БЧ-5 345 экипажа, попавших в аварию 24 февраля 1972 года на АПЛ "К-19"... Есть ещё моменты, задал я вопросы, обожду ответы и тогда уже попробую изложить на бумаге.. | Записал, но ещё нюансы, маленько подрихтую и уточнюсь , вечером покажу... _________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому... |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Пт, 01 Май 2020, 21:50 Заголовок сообщения: |
|
|
То, что помню...
Пробую записать то, что удалось сохранить в моей памяти с 1972 года, когда после выпуска с училища , я попал служить в 18 дивизию Гаджиево на лодки 658М проекта, к которым принадлежала печально знаменитая «Хиросима» АПЛ «К-19». Когда 24 февраля 1972 года на «К-19» случился пожар, в результате которого погибло 28 человек, я с моими одноротниками был в Гаджиево, у нас шла преддипломная стажировка, правда, я был на 667А проекте, экипаж жил в казарме тыла и мы по возможности раз в неделю ходили в гости к своим одноклассникам, попавшим на стажировку на 658М проект и проживавшим на новой финской ПКЗ-17, где было по сравнению с жизнью в казарме, очень комфортно и тепло, всегда работала баня и лилась из кранов тёплая вода. Собственно, туда мы и ходили в целях личной гигиены – помыться и постираться, там же до меня и дошла новость о катастрофе на лодке «К-19», штаб 18 дивизии находился на ПКЗ-17, она была штабная с расквартированными на ней двумя экипажами лодок. Сведения о пожаре были полушёпотом, всё было засекречено и никто толком в базе ничего не говорил. С тем мы и возвратились в СВВМИУ в конце марта 1972 года. В августе 1972 года в ОК Североморска , я получил распределение на АПЛ «К-16» 658М проекта и прибыл в Гаджиево лейтенантом, попав на житие как раз на ПКЗ-17, куда я очень хотел попасть, хотя на меня был вызов с лодки 667А проекта, где я стажировался. Вот, собственно говоря, с этого времени и началось моё изучение причин аварии на «Хиросиме». В то время, лодка уже практически завершила восстановительный ремонт на СМП в Северодвинске и ожидалась в базу, ей полностью заменили сгоревший 9-ый отсек. 345 экипаж , участвовавший в аварии , практически уже был расформирован и народ с него как-то незаметно растворялся по жизни.
Как не странно, первым знакомцем из экипажа погорельцев, которого я встретил в дивизии, был наш выпускник 152 роты 1970 года Женя Егоров. Симпатичный высокий парень с таким белолицым обликом, был мне знаком с 1967 года, т.е. с моего поступления в систему. Он был назначен в мой взвод командиром 2-ого отделения, будучи сам курсантом 3-ого курса и, считай, весь учебный год мы «шоркались» рядышком, я был в 3-ем отделении. После его выпуска из училища, мы не виделись, а тут вот оно, прямо на второй день после моего прибытия в Гаджиево, встретил старого знакомого в коридорах ПКЗ-17. Я радостно кинулся к нему, но не тут-то было, Егоров отстранился от меня, отвёл глаза в сторону и молча прошёл мимо меня, немало смутив меня этим. В общем, как потом оказалось, Женя Егоров на тот момент сменил фамилию и с училища выпустился, как Андреевский Евгений Михайлович, под фамилией Егоров, дивизийное начальство его не знало. И ладно. Не буду здесь морализировать, уподобляясь многочисленным товарищам, писавших об аварийном экипаже «Хиросимы» 1972 года , но некоторые штрихи придётся упомянуть в качестве моего понимания лодочной ситуации. Да, я лично в той аварии не был, но служил года три командиром 10-ого отсека однотипной лодки «К-16», один раз в мае 1974 года мы приняли «Хиросиму» у сдавшего нам её другого экипажа , подержали её маленько и отдали ихнему 1 экипажу, в море тогда на ней не выходили, просто подержали. Это я к тому, что устройство лодки своего проекта знаю и помню, также, как и обязанности каждого офицера БЧ-5 по ТКР и по борьбе с пожаром при объявлении аварийной тревоги. Я здесь просто хочу сохранить в памяти людской фамилии офицеров БЧ-5 345 экипажа, приведших «Хиросиму» к объёмному пожару , начавшемуся в 9-ом отсеке и угробившему 28 человек. Так вот , Женя Егоров, он же Андреевский, взявший фамилию жены, был командиром 2-ого отсека , там он в кают-компании и провёл всё время после аварии, как мне сказали его товарищи, «просидел под столом» и выкурить его оттуда не мог никто, в том числе и командир Кулибаба. И Бог с ним, с Женей, психика человеческая не изучена до конца никем и никак. С дивизии он исчез тихо и незаметно, куда – не помнит никто.
Ещё один КГДУ это лейтенант Слава Хрычиков, наш выпускник 151 роты 1971 года , с которым я был знаком по училищу , он конкретно КГДУ-6, т.е. командир 10 отсека, волей судьбы оказавшийся и спавший во время аварии в восьми-местной каюте 8 отсека , прозванной «мавзолеем» . Сигнал аварийной тревоги застал его не на своём штатном месте и Слава оказался без ИДА-59 или ИП-46 и вывалившись с восьми-местки всё рвался в корму в свой отсек , когда , наоборот, оттуда неслись люди в нос , таща за собой клубы дыма через открытую переборку между 8-ым и 9-ым отсеками. Хрычиков был увлечён валившим в нос лодки народом и затолкан в 7-ой отсек, где и обмяк, свалившись на настил между турбин, наглотавшись СО. Его перенесли в 3-ий отсек и подняли в ограждение рубки, спасти не смогли, не откачали. Через две недели тело Хрычикова передали на БПК «Вице-адмирал Дрозд» и 8 марта 1972 года похоронили в море. Вместе с телом маневриста ст. матроса Казимира Марача.
КГДУ Ярчук Сергей был на лодку прикомандирован и , судя по всему, исполнял обязанности КГДУ-2 , сидя на ПУ ГЭУ в одну смену с Володей Лешнёвым , командиром 6 отсека, это получается КГДУ-4, оба по выпуску Дзержинцы, старлеи. Ярчук оказался без ИДА или ИП и завалился на правую сторону после отравления СО, он сидел на правом борту, скончавшись на глазах у КДД капитан-лейтенанта Виктора Милованова, выпускника Дзержинки. Милованов успел выгнать с пульта ГЭУ Лешнёва, чем и спас ему жизнь. Лешнёв потом попал служить командиром роты в Новороссийск в мореходку. Говорят, сильно пил , ушёл в начале 2000-х. Пикантность ситуации заключалась в том, что Милованов перед выходом в море увёл у Володи Лешнёва жену, можно представить какой там был микроклимат.
Старший лейтенант Валерий Николаевич Сальников КГДУ-5 , командир выгоревшего 9 отсека , по выпуску Дзержинец, старлей. Авария застала его в «мавзолее», в свой 9 отсек он не попал, остался живой. После расформирования экипажа остался на «К-33» , где и стал КДЖ. Я с ним знаком, много раз ходили в моря на разных лодках.
Капитан-лейтенант Борис Александрович Поляков, по штату КГДУ-1 , авария застала его в 10-м отсеке, где он в каюте КИПовца Давыдова (они оба одноклассники по выпуску Дзержинцы, капитан-лейтенанты) играли в шахматы. Там их оказалось 12 человек. Это мой родной отсек и ситуацию с запертыми в нём людьми, я знаю и представляю до мелочей, не дай Бог пережить такое! В кромешной мгле им довелось провести в отсеке 23 суток, все выжили. 18 марта из десятого отсека смогли вывести 12 моряков. Все они остались живы благодаря не штатному командиру 10 отсека Б.А. Полякову, позднее его представили к званию Героя Советского Союза, но дали орден Красного Знамени. Поляков продолжил службу в отряде акванавтов и там на него посылали второе представление на Героя. Не присвоили, было 2 ордена "За службу Родине"
Командир группы КИП и А – капитан – лейтенант Давыдов Владимир Иванович, выпускник Дзержинки , его авария застала в каюте левого борта 10 отсека, где он и уцелел под командой Полякова. Сильно комплексовал, но выжил. Куда Давидов перевёлся дальше, просто не помню, знаю, что семья развалилась и жена ушла к другому, там же, в Гаджиево.
Старший лейтенант Смирнов Ком.ТГ – выпускник Дзержинки, я помню его дальше по совместной службе, он остался в дивизии на «К-33», но вот по аварии и его действиям в 7-ом турбинном отсеке, у меня о нём в памяти не осталось ничего.
Фото 10 отсека после аварии:
Фото выживших моряков 10 отсека:
Вот их имена: два офицера - капитан-лейтенанты Борис Александрович Поляков и Владимир Иванович Давидов, три мичмана - рулевой-сигнальщик Владимир Иванович Киндин, Иван Петрович Храмцов, интендант Иван Иванович Мостовой и семь матросов - Валерий Андреевич Саранин, Николай Геннадиевич Кирилов, Василий Петрович Михайленко, Владимир Петрович Троицкий, Вячеслав Анатольевич Демин, Валерий Николаевич Борщев и Владимир Дмитриевич Смоляров.
Со всеми перечисленными мною офицерами 1-ого дивизиона БЧ-5 345 экипажа, я был знаком лично и с каждым из них приходилось разговаривать. Что запомнил я с тех пор, то и записал, придумывать и домысливать ничего не хочу.
Офицеры 2-ого дивизиона (электрики):
Капитан 3 ранга Цыганков Лев Григорьевич КЭТД -СВВМИУ , электротехнический факультет 1963 года, похоронен на Братском кладбище:
Капитан-лейтенант Медведев Евгений Матвеевич –СВВМИУ , 25 рота 1967 года выпуска. Ком. ЭТГ, командир 5 отсека, оба дизеля были загублены, запустить их не удалось, поэтому лодка осталась в кромешной мгле, всплывши на поверхность.
Офицеры 3-ого дивизиона:
По штату положен один офицер – он же КДЖ , им во время аварии был капитан-лейтенант Сизов Василий Яковлевич выпускник Дзержинки. О беде с течью гидравлики и с опозданием им объявления аварийной тревоги, написано много и не мной.
Командиром БЧ-5 на лодке был выпускник Дзержинки капитан 2 ранга Миняев Рудольф , он полностью пронёс свою ношу руководства борьбой за живучесть лодки в тех критических условиях и он один из всех офицеров БЧ-5 сказал всё, что думал о причинах аварии и обстоятельствах, приведших к ней, т.е. не стал ничего утаивать и пытаться выгородить нерадивых. За это, как бы отделился от экипажа и был людьми молчаливо проигнорирован. По увольнении в запас убыл в Ленинградскую область и пропал со связи с офицерами экипажа есть информация, что года три назад ушёл из жизни.
Ком. БЧ-3 - кап.три Валентин Заварин , принимал активное участие в разведке кормовых отсеков с попыткой спасения подводников, жил в Питере, есть информация, что ушёл из жизни лет 5 назад;
Ком. БЧ-1 (штурман) - каплей Ким Костин, у него КЭНГ Анатолий Орлов;
Ком. БЧ-4 и РТС - лейтенант Петушко , но там были сверхопытные мичмана-связисты;
Доктор лейтенант Миша Пискунов , проявил себя крайне активно в спасении жизней людей, награждён орденом Красной Звезды, я с ним был знаком, застав его в дивизии;
Ком. БЧ-2 - капитан 2 ранга Минаков , командир группы БЧ-2 каплей Комиссаров, судьба этих офицеров не известна:
Химик на лодке был Александров. После аварии перевёлся в Пальдиски, сильно пил , от чего и умер;
Особист на лодке каплей Виталий Воробъёв, был с людьми, делал то, что ему говорили делать при эвакуации подводников с лодки;
Помощник командира каплей Лазукин , о нём не вспоминается ничего:
Старпом капитан 3 ранга Веселов, в дальнейшем стал командиром лодки "К-33", был на лодке ещё один СПК (для отработки), фамилию вспомнить пока не удаётся;
Замполит капитан 2 ранга Веремьюк Борис Дементьевич, истинный представитель ЦК КПСС той поры на корабле. Ситуацией владел и властвовал в духе замполитов тех времён ;
Командир 345 экипажа капитан 2 ранга Кулибаба Виктор Павлович. По результатам разборки его действий в аварии, награждён орденом Боевого Красного Знамени. Экипаж расформировали и Кулибаба, в конечном итоге дослуживал нач. минно-торпедного факультета Ленкома, стал капразом. Будучи 1937 г. рождения, ушёл из жизни в 2004 году, похоронен на Серафимовском в Питере.
Старшим на борту в том походе был зам. командира 18 дивизии капитан 1 ранга Нечаев, в действия командира лодки практически не вмешивался.
После ремонта, в начале января 1973 года, АПЛ «К-19» она же «Хиросима» , была отправлена в автономку. На ней ушёл прикомандированный КГДУ-1 с моей АПЛ «К-16» капитан-лейтенант Малахов Станислав Петрович, СВВМИУ (153-1968) Офицеры ПУ ГЭУ с первого экипажа: каплей Александр Болеев Дзержинец , проживает в Костроме, года два назад через интернет был с ним неожиданный контакт, лейтенанты 1971 года выпуска Голландии Володя Чумак (проживает в Витебске), Юра Сухоруков (в Мурманске), Слава Тарасов (недавно ушёл в мир иной , жил в Питере) и снятый с должности КДЖ за этот пожар, капитан-лейтенант Сизов Василий Яковлевич. Экипаж с командиром капитаном 2 ранга Пивневым, с поставленной задачей справился, но ожидаемых награждений не случилось, да , на лодке ходил тогда зам. командира по политчасти капраз Чесноков. С каждым из перечисленных мною лиц офицерского состава, кроме Пивнева и Чеснокова , в дальнейшем я много раз ходил в море и выпил с ними на берегу не мало чая. С Володей Чумаком (курсантская кличка «Чача») служил на АПЛ «К-16» до моего с неё ухода в марте 1979 года. Всё.
Вот далеко не полный перечень спасательных судов, учавствовавших в спасении К-19:
- сухогруз «Ангарлес»;
- большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Дрозд»;
- спасательный буксир «СБ-38»;
- спасательный буксир «Стерегущий»;
- спасательное судно «Бештау»;
- спасательное судно «Агажен»;
- спасательное судно «Алтай»;
- крейсер «Александр Невский»;
- плавбаза «Магомет Гаджиев»;
- вертолетоносец «Ленинград»;
- несколько рыбацких и других судов.
Владимир Ветчинников написал песню , посвященную этой трагедии, называется «Автономка», до сих пор путают текст песни и не знают фамилию автора песни:
Автономке конец, путь на базу, домой.
Мирно лодку глубины качают.
Спит девятый отсек, спит девятый жилой.
Только вахтенный глаз не смыкает.
Что он думал тогда, может, дом вспоминал,
Мать, друзей или очи любимой,
Только запах чужой мысли все разогнал.
Что такое? Несет вроде дымом.
Доложить – ерунда, не уйдет никуда,
И в центральном ведь люди – не боги.
Поздно, пламя ревет, опоздал, душу рвет
Перезвон аварийной тревоги.
Все, кто спали в отсеке и на вахте стоял,
По местам боевым разбежались,
А в девятом, кто встал, кто услышал сигнал,
За себя и за лодку сражались.
Ну а те, кто не встал, кто уснул навсегда,
Не почувствовав, как умирает,
Что за сон до того им приснился тогда,
Никогда и никто не узнает.
Ну а дым все валит, больше нет уже сил.
Гидравлические рвутся трубы.
Страх и смерть переборку восьмого открыл -
И, как видите новые трупы.
Уж введен ВПЛ, но огонь не поник.
Тщетно ищут спасенья в девятом.
Сквозь удары оттуда прорывается крик
Что ж вы держите, сволочи, гады?
Отзывается сердце на каждый удар,
Рядом гибнут свои же ребята,
Рад открыть бы, да нет, смерть придет и сюда,
И седеют от криков в 10-м.
Не страшна тишина, нет такой тишины.
Так запомните люди живые:
Двадцать восемь парней без вины, без войны
Жизнь отдали, чтоб жили другие.
Встаньте те, кто сейчас мирно ест или пьет,
Помяните и выпейте стоя,
Наш подводный, ракетный,
Наш атомный флот
Отдает честь погибшим героям.
Здесь самая , на мой взгляд, не искажённая мелодия и не перекрученные слова , похоже на то, что я слышал в матросских кубриках после гибели лодки.
https://www.youtube.com/watch?v=Vl9WVPtLIh4
Вечная память погибшим подводникам… _________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому...
Последний раз редактировалось: Иван Лукашенко (Чт, 07 Май 2020, 13:09), всего редактировалось 7 раз(а) |
|
Вернуться к началу |
|
|
Давидовский Александр.
Возраст: 68 Зарегистрирован: 07.09.2007 Сообщения: 3144 Откуда: Белоруссия. Группы:
Модератор
|
Добавлено: Сб, 02 Май 2020, 18:55 Заголовок сообщения: |
|
|
Вечная Память подводникам. _________________ "Нас мало, нас все меньше,
и самое страшное, что мы врозь..." |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Пн, 04 Май 2020, 16:47 Заголовок сообщения: |
|
|
Иван Лукашенко писал(а): | То, что помню...
Старший лейтенант Валерий Николаевич Сальников КГДУ-5 , командир выгоревшего 9 отсека , по выпуску Дзержинец, старлей. Авария застала его в «мавзолее», в свой 9 отсек он не попал, остался живой. После расформирования экипажа остался на «К-33» , где и стал КДЖ. Я с ним знаком, много раз ходили в моря на разных лодках.
|
Справа Валера Сальников, фото 1977 года, служба на АПЛ "К-149" , рядом с ним штурман Масляков, Гремиха.
_________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому...
Последний раз редактировалось: Иван Лукашенко (Ср, 20 Дек 2023, 12:30), всего редактировалось 1 раз |
|
Вернуться к началу |
|
|
Александр Скиба
Возраст: 70 Зарегистрирован: 13.03.2009 Сообщения: 5463 Откуда: Новороссийск Группы:
|
Добавлено: Пн, 04 Май 2020, 18:34 Заголовок сообщения: |
|
|
Да... Спасибо тебе, Иван Яковлевич, за подробный рассказ. Прочитал и как будто своими глазами все это увидел. И как будто при мне все это происходило. И судьбы людские, и служба флотская такой и была в то время.
По поводу гидравлики. Тоже отдельная тема, свои долгие и тяжелые воспоминания об этой жидкости. Когда-то я тут в порыве вдохновения описывал события, которые произошли во время БС на 436-й в 1984 году и свои хождения по мукам с этой системой. Но тема сейчас другая, да и настроения нет.
Единственное скажу - да, именно после аварии на К-19 было принято решение о повсеместной замене АУ в период средних ремонтов на негорючую жидкость ПГВ, которая действительно стоила 2 руб.10 коп. за литр. Наряду с ней была попытка на одной из лодок у нас в дивизии залить в систему жидкость марки ФНГЖ. Но поскольку ее плотность была значительно выше ПГВ, начался преждевременный выход из строя насосов переменной производительности в системе рулевой гидравлики (НА-100 и НА-200). Поэтому этот эксперимент был вовремя прекращен и основной и единственной жидкостью на флоте стала ПГВ. Хотя, если честно, по эксплуатационным характеристикам АУ была значительно лучше. Но, еще раз повторю, ее заменили именно после февральской 1972 года аварии на К-19. Это так, к слову, не отходя от темы.
И еще добавлю. Мама погибшего КД-2 Льва Цыганкова работала у нас в училище в клубе. Если память не подводит, звали ее Мария Алексеевна. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Иван Лукашенко
Возраст: 74 Зарегистрирован: 27.07.2009 Сообщения: 75471 Откуда: Краснодар Группы:
Главный модератор
|
Добавлено: Пн, 11 Май 2020, 22:03 Заголовок сообщения: |
|
|
О командирах "Хиросимы"
Сергей Степанов
Довожу до сведения.Я пришел на к-19 в 1968 году,командиром был Бекетов Ю.Ф. Далее командиром был Тяпкин, который балдел. В 1970 году Пивнев Ю.С принял лодку.Прошел 3 автономки и в 1973году командиром стал Никитин Г.А. В 1974 году командиром стал Мусатов В.Ф. В1976 году командиром стал Елисеев,а в 1979 году командир Дмитров В.А. Новиков ходил старпомом в 1973 году в автономку на к 19.Насчет Логинова - был старпомом на к19 1968 году потом командиром 345 экипажа.В 1970 сходил в автономку , получил Орден красной звезды и убыл в академию Г.Ш. В72 году прибыл нач штаба 18 дивизии.Далее был нач штаба флотилии в Гремихе. _________________ Нет ничего невозможного для человека, которому не надо это делать самому... |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Сохранить тему Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|